Posted 21 мая 2012,, 20:00

Published 21 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:26

Updated 8 марта, 05:26

Нерегулируемый регулятор

21 мая 2012, 20:00
«Общественники» решили проверить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на предмет эффективности государственных закупок, о которых ведомство печется, отстаивая ныне действующий закон 94-ФЗ и сопротивляясь введению Федеральной контрактной системы (ФКС) предлагаемой Минэкономразвития (МЭР). Результаты оказались неутеш

Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) провела мониторинг закупок Федеральной антимонопольной службы. Аудит выявил несоответствие реальной закупочной практики ФАС критериям эффективности и требованиям 94-ФЗ. Напомним, что ФАС не только формирует отечественное законодательство в сфере конкуренции, но и осуществляет надзор за соблюдением правил закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Экспертами был проведен выборочный анализ закупок ФАС за полгода (4-й квартал 2011-го – 1-й квартал 2012-го) с ценой контрактов свыше 1 млн. руб. В выборку вошли 12 закупок на общую сумму 79,6 млн. руб. Проведенный контрактный аудит выявил несоответствие реальной закупочной практики ФАС и той роли, на которую претендует ведомство. Прежде всего, согласно исследованию НАИЗ, ФАС грубо нарушила собственные нормы 94-ФЗ, разместив заказ без обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Чрезвычайно высокой оказалась у ФАС доля закупок «у единственного источника». Так, шесть закупок (половина выборки), денежный объем которых составил 55,7 млн. руб. (70% от общей суммы размещенных заказов), прошли в режиме одной заявки либо заявки всех участников, кроме одной, были отклонены. Как пример приводится заказ «Выполнение работ по подготовке и проведению расширенного заседания президиума ФАС России», начальная цена контракта 5,5 млн. руб. На участие в аукционе были поданы всего 2 заявки, одна была отклонена по причине несоответствия требованиям технического задания. К проведению аукциона был допущен только один участник (ООО «ТМ-менеджмент»), контракт заключен по начальной (максимальной) цене.

«Проверка показала, что ФАС, будучи регулятором, сама проводит закупки неконкурентным способом», – заявил «НИ» генеральный директор НАИЗ Сергей Габесто. При этом, по мнению эксперта, данная неэффективная система сейчас внедряется путем поправок и в Федеральную контрактную систему (ФКС), разрабатываемую МЭР и которая должна прийти на смену 94-ФЗ, регулирующему сейчас сферу госзакупок.

Предложенные нововведения, по которым ФАС может приостановить торги по жалобе одного из участников или даже любого постороннего юридического лица, эксперт назвал вмешательством в конкуренцию. С другой стороны, роль ведомства в торгах, которые, как оказывается, оно само ведет с нарушениями закона, существенно возрастает. «В итоге конкуренции вообще не будет, поскольку заинтересованные компании смогут саботировать результаты торгов под ширмой общественного контроля, – продолжает г-н Габесто. – В выигрыше прежде всего останутся чиновники ФАС, которые сохранят свое влияние благодаря роли арбитра в спорах по торгам».

Старший юрист юридической компании ART DE LEX Ярослав Кулик в беседе с «НИ» сказал, что «политика двойных стандартов не будет способствовать развитию контрактной системы в России». С другой стороны, говорить о наличии криминала в действиях ФАС преждевременно, учитывая, что формально все процедуры проводились по закону. «Самое интересное, что все проверенные закупки делались в строгом соответствии с ныне действующим 94-ФЗ», – заявил «НИ» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. По мнению аналитика, существующий механизм госзакупок нужно дорабатывать, не противопоставляя 944-ФЗ и ФКС. В некоторых случаях, когда речь идет о закупках сложного оборудования или строительстве, ориентироваться только лишь на ценовой показатель неправильно. ФКС кроме цены предлагает еще и контроль за качеством.

«То, что подобные нарушения были найдены у ФАС, – это негативный фактор, так как регулятор должен быть «образцом для подражания», – сказал «НИ» аналитик инвестиционной компании Антон Сафонов. Тем не менее, по его мнению, проверка едва ли приведет к каким-либо изменениям или санкциям против ведомства, хотя и прекрасно отражает общую ситуацию в секторе госзакупок. Эксперты сходятся во мнении, что такие примеры наглядно демонстрируют необходимость создания в России системы гарантий и условий для общественного контроля за публичными закупками и дальнейшей доработки законодательства в сфере госзакупок.

В пресс-службе ФАС «НИ» сообщили, что не согласны с выводами НАИЗ на 90 процентов и сегодня, во вторник, выпустят сообщение на данную тему.

"