Posted 21 марта 2010,, 21:00

Published 21 марта 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:57

Updated 8 марта, 06:57

Она упала

Она упала

21 марта 2010, 21:00
В феврале очищенный от сезонных факторов ВВП РФ сократился к январю на 0,9%, а промпроизводство упало на 0,6%, сообщила в пятницу глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Этот спад испортил благополучную картину восстановления после кризиса, которую последние несколько месяцев рисовали данные официальной статистики

После обнадеживающей второй половины прошлого года, показавшей небольшой прирост промпроизводства, и позитивных итогов января, когда ВВП вырос на 0,3%, а промышленность на 0,2%, последовал довольно заметный спад. «Февраль показывает, что пока не в полной мере заработали факторы, которые должны вывести экономику на рост», – прокомментировала происходящее г-жа Набиуллина. При этом министр не склонна рассматривать последнее падение, как начало очередного пути вниз. «Это говорит не о спаде, а о неустойчивости признаков оживления экономики», – заявила она, добавив, что к таким неустойчивым факторам относятся розничная торговля и инвестиции.

Заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин считает, что февральские данные лишь подтверждают мысль, которую ведущие экономисты страны выражали еще в прошлом году: устойчивого экономического роста пока нет. «Когда в конце прошлого года целый ряд высоких чиновников стали заявлять, что мы уже оттолкнулись от дна и начался подъем, все серьезные экономисты поясняли: так же, как о рецессии можно говорить лишь после того, как в течение двух кварталов подряд все основные макроэкономические показатели устойчиво идут вниз, так и для признания подъема необходимо, чтобы те же показатели как минимум полгода устойчиво шли вверх, – рассказал «НИ» ученый. – Мы пока внизу спада. Кое-какие признаки подъема намечаются, но они неустойчивы и к тому же зависят от внешнеэкономических условий».

«Если бы не десять дней новогодних праздников, февральское падение было бы еще больше, – заметил «НИ» доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. – Это свидетельствует о том, что кризис в стране находится на непонятной, но совершенно точно не на завершающей стадии, а те меры, которые предпринимались в прошлом году для нормализации ситуации, оказались неэффективными. И сегодня средств на оказание очередной финансовой помощи российской экономике уже нет». По словам эксперта, хорошие показатели статистики по ВВП и промпроизводству в конце прошлого года были получены благодаря низкой базе 2008 года и немалым деньгам, которые правительство закачало в отечественную экономику. Сейчас таких денег нет. В результате, по словам ученого, в этом году возможны новые проблемы в экономике и в государственном бюджете, который может недополучить налоговых поступлений.

В качестве причин февральского падения министр экономического развития назвала слабый инвестиционный спрос, одновременно выразив надежду, что он может возобновиться, когда предприятия начнут получать доходы, пережив кризис. Второй фактор, на который рассчитывают власти, – потребительский спрос. Г-жа Набиуллина напомнила, что в 2009 году доходы населения практически не упали, поэтому можно ожидать, что в этом году потребительский спрос будет расти, особенно учитывая правительственные меры по его стимулированию, например, льготное автокредитование и программу утилизации старых авто. Хотя, признала она, население пока ведет себя очень осторожно, откладывая крупные покупки до лучших времен.

«Все эти программы даже в масштабах автомобильной промышленности не играют решающей роли. Упавшему в прошлом году на 60% автопрому они дадут не более 30% потребления продукции, – возражает г-н Кричевский. – Потребительский спрос стимулируется очень просто: раздайте людям деньги, и они тут же пойдут их тратить. Но дело в том, что они их потратят на импорт, а отечественный производитель никаких преференций не получит. Продовольствие в крупных городах на 75% импортное, ширпотреб и непродовольственные товары массового спроса – на 80%. Сложная бытовая техника – на 90%. Так что и этим простым методом мы будем стимулировать развитие торговли, а также иностранного производителя». По словам эксперта, нам нужна не экономика спроса, а экономика предложения.

Напомним, в 2009 году ВВП снизился на 7,9%, а в этом, согласно официальному прогнозу правительства, должен вырасти на 3,1%. При этом Минэкономразвития не исключает и более динамичного роста – в пределах 3,5%. «Прогноз Минэкономразвития строится на консенсус-прогнозе роста мировых цен на сырье, прежде всего нефть и металлы, – заметил г-н Сорокин. – Если эти прогнозы оправдаются, то оправдается и прогноз МЭР по росту ВВП. Пока все к этому идет, но полной уверенности нет. Надежность этого прогноза – 50 на 50». По словам экономиста, ставка властей по-прежнему делается на нефтегазовый сектор. «В уже утвержденном трехлетнем бюджете доля нефтегазовых доходов ровно такая же, как была до кризиса 2008–2009 годов. Почти под 50%, – пояснил он. – Это означает полную зависимость от внешних экономических условий, на которые мы сами воздействовать не можем».

"