Posted 21 марта 2007,, 21:00

Published 21 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:44

Updated 8 марта, 08:44

Негазированный бюджет

21 марта 2007, 21:00
Сегодня правительство рассмотрит трехлетний проект бюджета, внесенный накануне Минфином. Документ реализует давнюю мечту Алексея Кудрина отделить все нефтегазовые доходы государства и направить их в стабфонд. Кроме того, министр планирует уже к 2010 году отказаться от бюджетного профицита. Все это необходимо, чтобы лиш

В ходе вчерашнего заседания расширенной коллегии Минфина Алексей Кудрин открыто признал, что значительный профицит бюджета лишь провоцирует политиков на то, чтобы в популистских целях придумывать все новые способы «освоения» средств. Уже в 2008 году профицит планируется снизить до 0,5%, а в 2010 году – до 0,1%. Минфин вообще опасается нефтегазовой эйфории, приводящей к постоянному увеличению социальных обязательств, с исполнением которых уже сейчас возникают сложности. Ведь цены на нефть начали снижаться.

Чтобы избавить политиков от лишних искушений г-н Кудрин воплотил в проекте бюджета свою давнюю идею: теперь сборы от налога на добычу и экспорт нефтегазовых ресурсов и на экспорт продуктов нефтепереработки будут отделены от прочих доходов и направлены в стабфонд. Изначально Минфин планировал отдать туда и дивиденды государственных нефтегазовых компаний, но затем от этой идеи пришлось отказаться – судя по всему, лоббистский ресурс руководства корпораций оказался сильнее.

Стабфонд будет разделен на три части: нефтегазовый трансферт, резервный фонд и фонд будущих поколений. Резерв должен играть антикризисную роль – он будет храниться в максимально надежных и ликвидных ценных бумагах с доходностью 3–4% на тот случай, если цена на нефть окажется ниже ожидаемой. Размер резервного фонда, по мнению вице-премьера Александра Жукова, не должен быть меньше 10% ВВП. «Это огромная сумма, но она необходима в дальнейшем, чтобы спокойно планировать наше экономическое будущее», – полагает он. Фонд будущих поколений, который предназначен для реализации социальных обязательств, будет вкладываться в менее надежные, но более ликвидные ценные бумаги с доходностью 6–7%.

«НИ» поинтересовались у главы Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина, не собирается ли Россия последовать норвежскому опыту и создать на базе стабилизационного фонда еще и пенсионный. «Это хорошая идея, но в условиях, когда государству придется поддерживать размер резервного фонда в объеме 10%, на фонд будущих поколений не останется достаточных средств, чтобы за счет дивидендов обеспечить нужды пенсионеров», – ответил нам чиновник. По его словам, главная задача сегодня – повысить эффективность существующего Пенсионного фонда за счет его «приватизации», ведь сейчас большей частью средств управляет государство. По мнению г-на Вьюгина необходимо заставить россиян все-таки определиться с выбором управляющей компании, предложив им разные варианты с инвестиционными планами разных рисков и доходности.

Не только в области пенсий, но и во всех остальных расходных статьях бюджета Минфин выдвинул лозунг: «Повышение эффективности, вместо повышения расходов». К этому, по словам Алексея Кудрина, понуждают суровые прогнозы относительно цен на нефть и роста добычи. В каком-то смысле постепенное прекращение нефтедолларового дождя сыграет положительную роль, существенно снизив инфляцию. Но вместе с тем придется переосмыслить рост государственных трат. За исключением разве что здравоохранения, где расходы в ближайшие три года будут расти и в абсолютном, и в процентном соотношении.

"