Posted 21 февраля 2011,, 21:00

Published 21 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:34

Updated 8 марта, 06:34

Короткая передышка

Короткая передышка

21 февраля 2011, 21:00
Как заявил вчера замминистра экономразвития Андрей Клепач, инфляция в феврале может составить несколько меньше, чем прогнозировалось ранее: не 1,3% а 1. По мнению экспертов, подобная «передышка» если и будет, то окажется весьма непродолжительной. Они ожидают, что рост цен по крайней мере до лета будет очень существенны

Несмотря на то что власти улучшили свой прогноз на февраль, по мнению г-на Клепача, дальнейшего замедления темпов инфляции, которое обеспечило бы итоговый месячный показатель ниже 1%, в оставшуюся неделю ожидать не стоит. То, что цены растут не так стремительно, как в январе, успокоить потребителя не может. На 14 февраля с начала года они повысились на 2,9%, при том, что в январе–феврале 2010 года скачок составил 2,5%. А если учесть, что весь годовой «план» – 7%, его выполнение идет явно опережающими темпами.

На сегодняшний день дополнительные инфляционные риски для России создает рост цен на продовольствие на мировых рынках. В последнее время все больше экспертов обращают внимание на этот фактор. В конце прошлой недели президент Всемирного банка (ВБ) Роберт Зеллик заявил, что цены на продукты питания в результате их продолжительного роста достигли тревожного уровня. Он призвал руководителей государств G20 рассматривать эту проблему «как приоритет номер один на весь период 2011 года». Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин тоже считает, что цены на продовольствие во всем мире в 2011 году будут расти. По его словам, они могут показать новые рекорды.

«Этот фактор оказывает значительное давление на наши внутренние цены, – рассказала «НИ» аналитик инвестиционной компании Екатерина Андреянова. – Если говорить о ситуации на продовольственных рынках, в первой половине года можно ожидать традиционно более значительный рост цен. Однако он будет связан еще и с тем, что урожай в Южном полушарии не очень высокий. Главный двигатель цен на продовольствие в мире – это погодный фактор: неблагоприятные условия сложились в различных регионах. Понятно, что меры одних стран по защите своих рынков могут временами негативно отражаться на ситуации в других странах. В том числе сокращение экспорта одними странами сильно бьет по странам, импортирующим продовольствие».

По словам аналитика Экономической экспертной группы Марии Катарановой, ситуацию ухудшает тот факт, что в текущем году у нас самих все неблагополучно из-за прошлогодней засухи. «Мы собрали крайне низкий урожай, – напомнила «НИ» эксперт. – По некоторым позициям он просто не в состоянии обеспечить внутреннее потребление. То есть накладываются два фактора: у нас свои проблемы плюс общая нестабильность в мире. Этот фактор будет влиять на протяжении первой половины текущего года, пока не придет информация о сборе нового урожая, и тогда можно будет сделать более точные прогнозы по итогам года. В первой половине года рост цен сохранится на текущем уровне. Сильнее всего сейчас дорожают базовые продукты питания. Это основные овощи, а также крупы, по этим позициям ощущается нехватка продукции. Пока с мясом ситуация достаточно стабильна, однако существуют опасения, что в ближайшие месяцы темпы роста цен на него увеличатся».

Плохо, что цены растут, но еще хуже, что деньги населения при этом обесцениваются, и в итоге мы можем позволить себе приобрести меньше продуктов и товаров на ту же сумму. И совсем плохо, что у большинства потребителей нет инструментов, чтобы сохранить цену своих денег. Так, по озвученным вчера данным мониторинга ЦБ, максимальная процентная ставка по рублевым вкладам в 10 кредитных организациях, привлекающих наибольший объем депозитов граждан, в первой и второй декадах февраля 2011 года составляла 8,18%. Если инфляция удержится на уровне официального прогноза (7%), «навар» с вклада составит чуть больше 1%. Если она останется на уровне прошлого года, то есть в зоне 8,8%, люди просто потеряют деньги. Вернее, сумма формально увеличится, но реально (к поднявшимся ценам) она уменьшится. Увы, к этому все и идет.

«Совершенно очевидно, что в этом году мы не уложимся в прогнозируемые властями 7%, – утверждает Мария Катаранова. – По итогам февраля инфляция год к году уже выйдет за пределы 10%. Соответственно, годовая инфляция в ближайшие месяцы будет сохраняться на этом же уровне. Возможно, будет ощущаться эффект низкой базы, поскольку в первом полугодии прошлого года у нас все было достаточно хорошо, и темпы роста цен были умеренные. Но по итогам года инфляция вырастет на 8–9%». И это лишь в том случае, если ситуация будет относительно стабильной: то есть новый урожай будет нормальным. «Если же будут дополнительные факторы риска, например, нестабильность на продовольственных рынках, придется корректировать и этот прогноз», – заметила г-жа Катаранова. Впрочем, некоторые эксперты настроены чуть более оптимистично. Так, Екатерина Андреянова полагает, что хоть 7% мы и не достигнем, тем не менее рост цен вряд ли превысит 8%, что уже неплохо.

"