Posted 21 января 2004,, 21:00

Published 21 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

«Говорильня-2004»

«Говорильня-2004»

21 января 2004, 21:00
В швейцарском курортном местечке Давос вчера открылся очередной международный экономический форум. Российскую делегацию возглавляет вице-премьер страны, министр финансов Алексей Кудрин, для которого эта миссия уже стала привычной: он представляет нашу страну четвертый форум подряд. Именно от него инвесторы потребуют за

Формально нынешний экономический форум мало чем отличается от 32 предшествующих съездов мировой элиты. На горнолыжный курорт снова прибудут главы государств, лидеры религиозных общин, богатейшие люди мира и правительственные делегации почти из 100 стран. Среди приглашенных генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, президент Ирана Мохаммад Хатами, президент Пакистана Первез Мушарраф, председательствующий в Европейском союзе премьер-министр Ирландии Берти Ахерн. А среди главных вопросов – восстановление экономики Ирака и послевоенное устройство страны (читай, дележ нефтяных ресурсов государства, которое на сегодняшний день находится на третьем месте в мире по числу запасов «черного золота»). Участники форума будут обсуждать меры по урегулированию вялотекущего и в то же время весьма болезненного конфликта между Индией и Пакистаном, условия перемирия между Израилем и Палестиной, ливийский вопрос и прочие злободневные темы мировой политики.

Однако, если верить экспертам, собирается элита в Давос вовсе не за этим. Ни на одном из прежних форумов не было принято каких-либо судьбоносных решений по проблемам внешней политики. «Давос – своего рода барометр. Главная задача его участников – это понять, в каком состоянии находится сейчас мировая экономика, стало ли ей лучше за прошедший год или дела идут неважно», – считает глава Яльской школы менеджмента Джеффри Гартен.

Найти ответ на этот вопрос сейчас более чем актуально. Не секрет, что ведущая национальная экономика в мире – экономика США – только-только начала выходить из состояния затянувшейся рецессии. Однако первые результаты этого выхода пока внушают инвесторам только осторожный оптимизм: ведь у США по итогам 2003 года сформировался рекордный бюджетный дефицит, да и экономическая политика республиканской администрации вызывает куда больше критических замечаний, чем похвал. Если добавить к этому то, что в странах ЕС и в Японии дела в экономике обстоят неважно, то легко понять: у участников 33-го Давосского форума куда больше оснований для печали, чем для радости.

На этом фоне «русский вопрос», как и в прошлом году, отступает на второй план. Бизнес-элиту, по мнению наблюдателей, почти наверняка оставит равнодушным отчет российской делегации о достигнутых страной успехах в области экономики. В конце концов эти данные и так всем известны: 7-процентный рост экономики, инфляция на уровне 12% в год, укрепление позиций национальной валюты и резкое сокращение объемов внешней задолженности. Ну, и конечно, присвоение России инвестиционного рейтинга, как признание заслуг нынешних властей в деле проведения экономических реформ.

Впрочем, не все так гладко. По мнению экспертов, главе нашей делегации почти наверняка придется отвечать на острые вопросы «недоброжелателей». Например, что будет дальше с Михаилом Ходорковским, не превратятся ли гонения на ЮКОС в «охоту на ведьм», не приведет ли все это к пересмотру итогов приватизации, сможет ли правительство продолжить проведение реформ в условиях, когда нижняя палата парламента оказалась под контролем, мягко говоря, нелиберальной партии? И не станет ли президент России пересматривать экономический курс страны после мартовских выборов, исход которых фактически предрешен?

Можно не сомневаться, что «давосский старожил», каким является вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин, не затруднится ответить на все поставленные вопросы. Сама же российская делегация, по мнению наблюдателей, вряд ли в этом году будет тратить время на уговоры инвесторов прийти и вложить средства в нашу страну. В конце концов экономические результаты 2003 года говорят сами за себя, и западные бизнесмены теперь делают необходимые выводы самостоятельно, что наглядно доказывают слияние BP и ТНК и даже неудавшаяся попытка американской компании ExxonMobile купить крупный пакет акций ЮКОСа.

Российские высокопоставленные чиновники, вошедшие в состав делегации, наверняка воспользуются своим пребыванием в Давосе, для того чтобы еще раз обсудить с американскими и европейскими коллегами проблему вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Эта задача, несмотря на титанические усилия правительства России, так и остается нерешенной. США до сих пор не отменили поправку Джексона-Веника, которая фактически перекрывает нашей стране путь в ВТО, а Европейский союз настаивает на уравнивании внутренних и внешних цен на российские энергоносители как на непременном условии присоединения России к организации. Стоит отметить, что на Давосе-2002 представителям нашего правительства, казалось, удалось заручиться поддержкой и США, и ЕС по вопросу о вступлении в ВТО. Однако все устные договоренности были забыты сразу же после окончания работы форума. Хотелось бы надеяться, что Давос-2003 окажется для России удачнее, хотя наблюдатели не склонны к оптимистичным оценкам: по их мнению, форумы на горнолыжном швейцарском курорте с каждым годом все больше напоминают «говорильню». И вряд ли следует ожидать от них «прорывов» по любым вопросам, будь то урегулирование межнациональных конфликтов или проблема будущих отношений России с ВТО.



Российские Давосы

1996 год Давос Ельцина и Чубайса
Было бы ошибочным думать, что в 1996 году Россия впервые приняла участие в работе Всемирного экономического форума в Давосе: на самом деле делегации нашей страны к тому времени посещали Давос уже четыре раза. Однако только в 1996 году российская тема зазвучала как вполне актуальная и жизненно важная для мирового сообщества. Форум 1996 года начал свою работу за пять месяцев до новых президентских выборов в России: к тому моменту рейтинг Бориса Ельцина не превышал 8%, тогда как рейтинг его главного конкурента Геннадия Зюганова колебался вокруг цифр в 30–40%. В результате перед российской делегацией была поставлена нелегкая задача: убедить инвестиционное сообщество, что победа коммунистического лидера в России смерти подобна не только для страны, но и для стабильности в мире. Стоит отметить, что Анатолию Чубайсу, возглавлявшему нашу делегацию, удалось с успехом достичь этой цели.

1997–1998 годы Давосы Черномырдина
Следующие два форума были менее интересными с точки зрения политики, зато куда более насыщенными с точки зрения российской экономики. Задача убедить западных бизнесменов в необходимости поддержки Бориса Ельцина на выборах отпала в силу объективных причин. Зато на смену ей пришла не менее трудоемкая задача: убедить инвесторов, что в Россию вкладывать средства можно и должно. С этой целью российскую делегацию в Давосе возглавлял дуумвират, состоящий из тогдашнего премьер-министра Виктора Черномырдина и тогдашнего вице-премьера Анатолия Чубайса: первый олицетворял стабильность и предсказуемость, второй – молодость, энергию и лучшее будущее России.

1999 год Давос Примакова
Любовь к России оказалась недолговечной. Что и понятно, стране, которая только недавно пережила дефолт и провела девальвацию национальной валюты, вряд ли стоит рассчитывать на радушный прием на бизнес-форуме. К тому же если общая сумма потерь инвесторов из-за ее действий составляет несколько десятков миллиардов долларов. Неудивительно, что лейтмотивом форума стала фраза Джорджа Сороса о том, что в России он понес самые тяжелые финансовые потери за всю историю своей инвестиционной деятельности. А к выступлениям российских делегатов западные бизнесмены относились с подчеркнутым равнодушием или нескрываемым раздражением. Впрочем, было бы неверным сказать, что Давос-1999 оказался для России абсолютно «пустым» форумом. Если инвесторов не интересовали больше перспективы развертывания бизнеса в России, то на главу нашей делегации они взирали с явным любопытством. Что вполне объяснимо, если учесть, что возглавил эту делегацию новый премьер страны Евгений Примаков – человек, которого прочили на место Бориса Ельцина и которого упрекали в консервативных экономических и политических взглядах.

2000 год Давос Путина
Давос-1999 стал последним форумом, на который российская делегация прибыла под руководством премьер-министра страны. После этого вторые лица в государстве уже не баловали форумы своим вниманием. В 2000 году на швейцарский курорт вместо тогдашнего премьер-министра Владимира Путина прилетел вице-премьер Алексей Кудрин. Инвесторы горячо обсуждали злободневный вопрос «Кто есть мистер Путин». Экономические проблемы, а тем более перспективы инвестиционного процесса в России их волновали явно меньше. Для российской бизнес-элиты, впрочем, Давос-2000 был омрачен скандалом: организаторы форума незадолго до начала его работы отозвали приглашение, направленное главе группы «Сибирский алюминий» Олегу Дерипаске.

2001 год Давос Кудрина
Следующий визит российской делегации в Давос обошелся без скандалов. Как, впрочем, и без сенсаций. Политические проблемы также сошли на нет, и вопросом о том, кто такой господин Путин, уже никто из участников форума не задавался. В результате российской делегации, которую снова возглавил Алексей Кудрин, предоставилась возможность решить сугубо практический вопрос, а именно добиться определенных уступок от Запада по проблеме реструктуризации нашей задолженности перед Парижским клубом кредиторов.

2002 год «Давос» имени 11сентября
Это был уникальный форум – впервые за 31 год его участники собрались не на швейцарском горнолыжном курорте, а в главном центре делового мира – Нью-Йорке. И заседания тогда проходили на Манхэттене, буквально в километре от пустыря, где раньше стоял Всемирный торговый центр. Неудивительно, что и весь форум прошел под знаком 11 сентября – обсуждались преимущественно вопросы борьбы с терроризмом и возносились хвалы США, устоявшим перед лицом самой грандиозной террористической атаки. Единственным более или менее важным экономическим вопросом в рамках форума оказалась проблема общемирового спада – впрочем, тогда она еще явно уступала по актуальности проблеме борьбы с террором.

2003 год Давос под знаком ВТО
Если форум 2002 года уделил нашей стране минимальный объем внимания, то в 2003 году Россия оказалась фактически забытой. У мировой бизнес-элиты нашлись куда более насущные проблемы, чем обсуждение блестящих результатов развития экономики нашей страны. Инвесторы были явно взволнованы цифрами, свидетельствующими о спаде в мировой экономике, и их беспокоили последствия рецессии в США и экономической стагнации в государствах Евросоюза. Поэтому «русский вопрос» фактически остался за рамками основных мероприятий форума. Правда, российскому министру экономического развития и торговли Герману Грефу все же удалось привезти из Давоса в Москву своего рода «утешительный приз»: он заручился поддержкой министра торговли США Дональда Эванса в вопросе о вступлении России в ВТО. Правда, как показали дальнейшие события 2003 года, эта поддержка стоила меньше, чем казалось на первый взгляд.

"