Posted 20 декабря 2006,, 21:00

Published 20 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:46

Updated 8 марта, 08:46

Стоп-кадр

Стоп-кадр

20 декабря 2006, 21:00
На этой неделе в Москве произошло знаменательное событие: одна из частных компаний получила права на землю в самом центре города, принадлежащую профтехучилищам. Все семь ПТУ будут снесены, а вместо них инвестор построит один учебный центр за пределами МКАД. Периферийное положение профтехобразования, о котором с тревого

О том, что в России некому работать, «НИ» писали неоднократно. Не далее как вчера мы рассказали о том, как плачевно обстоят кадровые дела в строительстве. Однако, когда говорят об этой проблеме, чаще обращают внимание на дефицит рук. Оказалось, что и с головами у нас далеко не все в порядке.

Как нам рассказала эксперт Высшей школы экономики Марина Красильникова, исследование кадровой проблемы с позиции работодателя показало, что сейчас нехватка «белых воротничков» в реальном секторе экономики ощущается как в количественном, так и в качественном отношении. «На сегодняшний день дефицит составляет порядка 8% от общей потребности предприятий. Считается, что в год он увеличивается на 1%. Впрочем, последняя цифра не абсолютно точна, поскольку здесь может иметь место статистическая погрешность», – сообщила она.

По словам г-жи Красильниковой, у вопроса существует две стороны: недостаточное качество высшего образования, снижающееся из-за чрезмерной его коммерциализации, и уровень оплаты труда на предприятиях. «Решать нужно обе проблемы в комплексе, концентрация только на одной из них результата не даст», – уверена эксперт. А результат этот, заметим, необходим: мало того, что работать некому – те, кто трудится, делают это зачастую из рук вон плохо. Как и в советские времена, многие россияне просто ходят на службу: раньше – на госпредприятия, теперь – в частные компании, но сути дела это не меняет. Особенно же неэффективно работают на государство.

«По официальной статистике, у нас с производительностью труда всё хорошо – она растет на 5% ежегодно при нормальном уровне 3–4%. Однако эти цифры обманчивы, – рассказал «НИ» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. – Во-первых, это в основном остаточные явления от восстановления после 1990-х годов, когда российские кадры использовались крайне малоэффективно. Роль модернизации технологий или организационных изменений в нашем повышении производительности труда минимальна. Во-вторых, существует весьма ограниченный перечень отраслей, где у нас действительно растет производительность труда: помимо, конечно, топливно-энергетического комплекса, это пищевая промышленность, информационно-коммуникационные технологии, бытовая техника и та часть оборонной промышленности, которая работает на экспорт».

Там, заметим, профессиональный уровень сравнительно высок. Зато в других отраслях, по большому счету, и выбирать особенно не из кого, потому что царит кадровый голод. «Речь идет не только о специалистах высокой квалификации, но и самых обычных рабочих рук, – подчеркивает г-н Белоусов. – Скажем, последний оборонный заказ от Индии оказался под угрозой из-за того, что в Нижнем Тагиле уже не хватает самых обычных станочников-механиков! Менеджеров по маркетингу девать некуда, а станочников нет. И откуда им взяться, если за последние годы у нас фактически уничтожена система профессионально-технического образования. Техников начинают готовить уже сами частные компании, но это же просто смешно!»

По утверждению специалиста, в отдельных секторах уже растет структурная безработица. «Поэтому, когда говорят о росте реальной заработной платы, не надо забывать, что происходит это не от процветания экономики, а от кадрового голода, вынуждающего работодателей бороться за рабочие руки. Если государство всерьез не займется возрождением ПТУ, экономический рост лишится своей опоры, а снижение цен на нефть может даже привести и к резкому повышению безработицы – компании будут массово «сбрасывать» все малоквалифицированные кадры», – прогнозирует Дмитрий Белоусов.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг добавляет, что при такой структуре экономики о приличной производительности труда говорить вообще не приходится. «Когда государство существует за счет эксплуатации природных ресурсов, на показатели производительности труда власти просто не обращают внимания. Ведь в нефтегазовом секторе конъюнктура и так дает сверхдоход, а вес остальных отраслей так мал, что как бы там ни повышалась производительность труда, общую картину это мало изменит. И никакая невидимая рука рынка нас не спасет. Когда речь идет о реструктуризации экономики и создании системы профтехучилищ, помочь может только видимая рука государства», – рассказал «НИ» ученый.

В Рособразовании согласны с выводами экспертов. «Со следующего года в нацпроекте «Образование» вроде бы предусмотрен 1 млрд. руб. для начального и среднего профессионального образования, но речь идет лишь о 60 учебных заведениях с высокотехнологичными специальностями. А у нас одних только ПТУ 3,5 тыс., – печалится заместитель начальника отдела учреждений начального и среднего профессионального образования Татьяна Барер. – Для того чтобы работать на современных станках, надо не просто учиться в ПТУ, но и получить достаточно высокую квалификацию. А какая тут квалификация, если у нас в профтехучилища вообще идти никто хочет – все тянутся в вузы. При норме 170 студентов на 10 тыс. человек у нас их 450, причем и среди них тоже есть проблема с уровнем квалификации. А тут еще и со следующего года Минобороны отменит отсрочки в ПТУ и техникумы. Это для нас просто катастрофа. Теперь и подавно никакая мать не отдаст к нам своего ребенка».

В Минэкономразвития серьезность кадровой угрозы тоже понимают. «Проблемы с кадрами действительно серьезные, особенно в условиях с сокращения численности трудоспособного населения», – отметили нам в МЭРТ, рассказав о том, как много делается для их решения. Вместе с тем чиновники убеждены: «Для удовлетворения спроса на кадры в быстро развивающихся высокотехнологичных отраслях экономики необходимо не только модернизировать российскую систему образования, но и создавать условия для привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы. Чтобы привлекать квалифицированных иностранных специалистов на постоянное место жительства было проще, мы уже разрабатываем балльную систему отбора иммигрантов, при которой иностранцев оценивают как с точки зрения их квалификации, так и возможности адаптации в стране, в частности, по уровню владения русским языком». Выходит, что поднять экономику нам самим не удастся – придется опять звать варягов.

"