Posted 20 октября 2013,, 20:00

Published 20 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:49

Updated 8 марта, 04:49

Нет им доверия

20 октября 2013, 20:00
В первом полугодии 2013 года в связи с утратой доверия были уволены 163 служащих федеральных государственных органов и 32 служащих органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Такие данные были приведены на заседании состоявшегося в пятницу президиума Совета при президенте РФ по против

Хотя борьба с коррупцией накануне президентских выборов была объявлена Владимиром Путиным одним из главных приоритетов, на заседании он не присутствовал. Руководил «антикоррупционным штабом» глава администрации президента Сергей Иванов. С основным докладом выступил министр труда и соцзащиты Максим Топилин. Его доклад, по сути, свелся к отчету о том, насколько действенной следует считать введенную не так давно законодательную меру по борьбе с мздоимством, как увольнение «подозрительных» чиновников с формулировкой «утрата доверия».

Напомним, федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», разрешающий увольнять чиновников, если на них лежит тень коррупционных подозрений, был принят в 2011 году. Согласно закону, сокращение по этому основанию может грозить за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений о доходах либо подачу ложных или неполных данных, неуведомление о склонении к коррупции. Кроме того, чиновник может быть уволен за занятие предпринимательством, участие на платной основе в работе органов управления коммерческой организации, вхождение в состав органов иностранных НКО. Также, согласно новому закону, депутаты и чиновники всех уровней должны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах членов своей семьи.

Как видим, спектр охвата проблемы довольно широк. Так, статистика уволенных номенклатурщиков была приведена лишь за этот год без сравнения с показателями за прошлый. С одной стороны, это выглядит вполне логично, поскольку, например, предусмотренный «увольнительным» законом запрет на иностранные счета для чиновников и депутатов заработал лишь в минувшем августе.

При этом лишение должностей госслужащих, также включенное в оптимистичный отчет Минтруда, в ряде случаев вообще трудно занести в актив антикоррупционной борьбы. Так, в связи с введением новых правил ряд сенаторов и депутатов Госдумы, всего около 40 человек, предпочли бизнес, добровольно сложив с себя властные полномочия.

Между тем эксперты оценивают новый закон скептически. Зачастую он позволяет провинившимся чиновникам ценой потери поста сохранить нажитое коррупционным путем имущество. «Для тех, кто действительно причастен к коррупционным схемам, увольнение – нередко лишь способ избежать ответственности, — сказал «НИ» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — С другой стороны, среди уволенных порой оказываются чиновники, совершившие финансовые ошибки в силу, например, некомпетентности или принятия ошибочных решений, без наличия злого умысла. Для них эта мера, особенно в случае, если она сопряжена с дисквалификацией, то есть запретом на занятие должностей, представляется излишне избыточной. Особенно в условиях наблюдающегося в стране кадрового дефицита. Выкладки, приведенные Минтруда, едва ли отражают реальное положение дел в борьбе против коррупции».

К этому можно добавить, что под антикоррупционным предлогом, согласно закону, начальник может увольнять по «недоверию» вполне грамотных и опытных управленцев и ставить на доходные места лояльных ему людей, что едва ли будет способствовать снижению масштабов хищений. В то же время многих уличенных во взятках и «откатах» чиновников их высокопоставленные руководители зачастую не передают в правоохранительные органы, а увольняют под различными благовидными предлогами, с тем чтобы не раздувать скандала.

"