Posted 20 августа 2012,, 20:00

Published 20 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:28

Updated 8 марта, 05:28

«Многие могут остаться без работы»

«Многие могут остаться без работы»

20 августа 2012, 20:00
Минтруда предложило увеличить заработную плату врачей, преподавателей вузов и научных работников, сделав ее вдвое больше средней по региону. Младшему и среднему медицинскому персоналу, а также преподавателям профучилищ и социальных работников поднимут заработок до средней зарплаты по региону. Процесс повышения зарплат
Сюжет
Деньги

Член научного совета Московского центра Карнеги Сергей АЛЕКСАШЕНКО:

– Сергей Владимирович, есть ли в бюджете страны резервы на подобные преобразования?

– Откуда государство будет брать деньги, непонятно пока. Частных учреждений реформа не коснется, а все государственные образовательные и медицинские учреждения получат деньги из бюджета, более того, большинство учреждений здравоохранения – регионального уровня, значит, скорее всего, будет задействован и региональный бюджет.

– Как тогда действия будут коррелироваться с предвыборными обещаниями Владимира Путина?

– Чудес в экономике не бывает. Деньги из воздуха взять невозможно. Понятно, что бюджет в целом расходы свои увеличивать не может. Значит, увеличивая одно, нужно сокращать другое. Как из этого Минфин будет выбираться, нужно спрашивать у Минфина. Но очевидно, что государство найдет, на чем сэкономить, например, на текущих расходах. Зарплату увеличат, но на уборку помещений в больницах или на оплату коммуналки, на лекарства больницы вынуждены будут зарабатывать сами.

– Может ли рост зарплат разогнать инфляцию?

– Конечно, рост подтолкнет инфляцию. Навскидку: в бюджетной сфере работает примерно каждый пятый трудоспособный гражданин – это 14 млн. человек из 70 млн. Увеличение денежных доходов этой многочисленной категории населения сразу на 20–50% разгонит инфляцию.

– Насколько реально запустить проект Минтруда к 1 декабря?

– В бюрократическом государстве никто не думает о рациональности срока. Начальник сказал, что нужно сделать к 1 декабря, значит, они это сделают, даже если решение будет глупое, непроработанное, с ошибками. Я вообще не понимаю, как можно гарантировать зарплату вдвое выше, чем по региону. А если университет имеет представительство в разных регионах, в двух соседних областях, зарплата у профессоров будет разной? Стремление быстро отрапортовать – черта, характерная для бюрократии, но она мало имеет общего со здравым смыслом.

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений ЯСИН:

– Евгений Григорьевич, как вы оцениваете предложение Минтруда поднять зарплату врачам и профессорам, одновременно переводя их на «эффективный контракт»?

– Само по себе обсуждение подобного вопроса – позитивно. Работники интеллектуального труда должны получать в соответствии со своим образованием и квалификацией. Без этого можно заканчивать все разговоры об инновациях и модернизациях. Нижние ставки на рынке труда генерирует бюджетный сектор. Эти зарплаты сегодня занимают нижнюю границу на рынке рабочей силы – ниже только в сельском хозяйстве, в текстильной, швейной промышленности. Зарплата должна повышаться таким образом, чтобы работники могли оплачивать взносы на свои пенсионные вклады, на приобретение медицинской страховки. Другое дело, что «эффективный контракт» потребует реорганизации некоторых неэффективных учреждений. Это значит, что многие могут остаться без работы. Но реальные трудности возникнут у работников с низкой квалификацией. Что касается инфляции, по моим оценкам, она в результате увеличится не более чем на 2% в год.

– Откуда брать деньги на реформирование бюджетной сферы? Государство и так не справляется с обещаниями, данными перед выборами...

– Путин должен был думать, когда давал обещания. Мы размахнулись больше, чем мы можем себе позволить. Надо экономить на других статьях. Надо пересмотреть затраты на содержание службы безопасности, правоохранительных органов, госаппарата, госкорпораций, госзаказов. Нельзя увеличивать расходы на оборонку и правоохранительную систему в ущерб образованию и здравоохранению.

"