Posted 20 июля 2015,, 21:00

Published 20 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:28

Updated 8 марта, 03:28

Потребительский коллапс

Потребительский коллапс

20 июля 2015, 21:00
Оборот розничной торговли в РФ в январе – июне 2015 года снизился на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 12,9 трлн. рублей, подсчитал Росстат. Падение зарплат и растущие цены вынуждают россиян сокращать расходы, что бумерангом бьет по экономике, вызывая безработицу и закрытие бизнеса, пытающегося

Агентство Bloomberg сообщило о «коллапсе потребительской экономики» в России. Снижение доходов приведет к дальнейшему падению объемов розничных продаж – по итогам июня объемы розничных продаж в России рухнут на 8,9% в годовом выражении, прогнозирует агентство. Возврата к экономическому росту за счет наращивания потребительского спроса не будет.

В первом полугодии 2015 года оборот розничной торговли в России сократился на 8% в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 12,923 трлн. рублей, в июне – на 9,4%, до 2,232 трлн. рублей, сообщает Росстат.

Бизнес ожидаемо ответил на падение спроса ростом цен. Цены производителей промышленных товаров в России, согласно предварительным подсчетам Росстата, увеличились в июне 2015 года на 0,7% относительно предыдущего месяца. В годовом исчислении промышленные цены в РФ выросли в июне на 13,1%. Всего же за первые шесть месяцев текущего года цены производителей повысились на 11,5%. И это при том, что люди вынуждены экономить даже на самом необходимом.

По данным исследовательского холдинга «Ромир», в режим экономии перешли две трети граждан. Чаще всего они уменьшают траты на еду, одежду и развлечения. «Россияне в первую очередь отметили подорожание самых насущных товаров. По мнению большинства, подорожала прежде всего еда – об этом заявили 92% опрошенных. Причем более половины респондентов считают, что цены на еду выросли за последние полгода более чем на 40%. О подорожании одежды и обуви заявили 87% россиян. Подорожание деликатесов отметили 81% респондентов», – поясняют социологи «Ромир». Оказалось, что в первую очередь россияне стали тратить меньше на одежду и обувь (79% опрошенных), развлечения (77%), путешествия (73%), деликатесы (80%), а также на еду в целом (76%).

Таким образом, вопреки обещаниям властей обеспечить рост российской экономики уже к будущему году, цифры свидетельствуют лишь о затянувшемся спаде. «В отличие от кризиса 2009 года, когда власти поддерживали реальные доходы населения в бюджетном секторе, используя Резервный фонд, сейчас все идет по пути ужимания, заморозки индексации пенсий, зарплат. Поэтому спрос падает», – пояснил «НИ» ведущий научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

В результате, по словам эксперта, внутренний спрос фактически перестал быть драйвером роста экономики. «Следует ожидать дальнейшего сокращения рабочих мест, падения платежеспособности населения, то есть потребительская экономика входит в полосу кризиса», – делает неутешительный вывод собеседник «НИ».

Не верит в возможный рост потребления и управляющий партнер инвестиционной компании «Неокон» Денис Ракша. «Если промышленность начнет расти (а для этого у нее может быть всего два способа – экспорт или импортозамещение), то будут создаваться новые рабочие места и расти зарплаты – тогда потребление заколосится. Но это в теории: инвестиций, необходимых для этого, не видно», – сообщил «НИ» эксперт.

"