Posted 20 июля 2010,, 20:00

Published 20 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:07

Updated 8 марта, 07:07

План по валу

План по валу

20 июля 2010, 20:00
К 1 апреля будущего года российские министерства и ведомства должны сократить аппарат на 5%, а к 1 апреля 2013-го – на 20%. Об этом говорится в опубликованном вчера проекте постановления правительства, разработанном Минфином. Власти подсчитали, что это позволит им ежегодно экономить 37 млрд. бюджетных денег. Хорошее, к

Соответствующий проект постановления был вчера опубликован Минфином России. Если этот документ будет утвержден, то министерства до 15 октября 2010 года должны представить в правительство предложения о новой предельной штатной численности и соответствующем материальном стимулировании госслужащих. Напомним, президент Дмитрий Медведев в начале июня поручил подготовить предложения о сокращении численности федеральных чиновников на 20%. Глава Минфина Алексей Кудрин позднее заявлял, что такая мера позволит снизить за три года расходы бюджета на 37 млрд. руб. ежегодно. Проектом документа предлагается сократить к 1 апреля 2011 года 5% чиновников, к 1 апреля 2012 года – 10%, к 1 апреля 2013 года – 20% от численности федеральных госслужащих на 1 июля 2010 года.

Те же, кто останется, будут получать больше денег. Министерства и ведомства получат право направлять на материальное стимулирование чиновников до 50% от зарплат служащих, которые попадут под сокращение. До 1 января 2014 года предельная численность работников федеральных органов не должна увеличиваться. Что касается региональных властей, то им проектом постановления рекомендуется «принять соответствующие решения».

Вице-премьер РФ Сергей Собянин как-то сообщил, что в 2008 году на 10 тыс. населения нашей страны приходилось 172 госслужащих, или на 11% больше, чем в 2007 году. То есть на каждых 58 россиян приходился один чиновник. Как отмечал тогда г-н Собянин, затраты в целом по стране на содержание госаппарата в последние годы значительно увеличились, в частности, расходы на госуправление – почти на 30%. Причем часть расходов существенно превысила те нормы, которые были установлены в бюджете. В последние годы количество чиновников действительно только увеличивалось. По данным Росстата, с 1 января 1999 года по 1 октября 2008-го численность работников на государственных должностях и должностях гражданской службы в органах государственной власти всех уровней выросла в 1,74 раза.

Нет, наверное, в стране человека, который бы поспорил с тем, что бюрократов в стране неоправданно много. Однако аналитики сомневаются, что их число действительно уменьшится по предложенному властями графику. Так, заместитель руководителя Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что идущая сверху инициатива связана с президентскими выборами, которые у нас состоятся в марте 2012 года. «То есть Дмитрий Медведев хочет показать, что он противостоит бюрократии», – считает эксперт. Идея, по словам политолога, совершенно здравая, однако очень трудно реализуемая.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»

«Аппарат действительно разросся, и предложенная мера рациональна, однако в нашей стране очень часто любят делать различные исключения из правил, – рассуждает г-н Макаркин. – Сначала одно ведомство попросит себе увеличение штата, например, в связи с возросшим объемом задач и новыми функциями, затем другое и так далее. То есть все согласны: надо сокращать, и никто против президента не пойдет, но конкретные ведомства уже сегодня пробивают себе сохранение или же увеличение штатов». В крайнем случае просто сократят вакансии: во многих ведомствах для таких вещей специально держится некоторое количество никем не занятых мест.

По словам гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, российская практика показывает, что любые попытки сократить бюрократический аппарат приводят к его увеличению. «В итоге он все равно вырастет на эти самые 20%, – сказал «НИ» аналитик. – Это связано с особенностями функционирования нашей бюрократической машины. Напомню, что в ходе административной реформы 2003–2004 годов попытки сократить количество заместителей министров и других больших начальников буквально через год привели к увеличению их в 2–3 раза. Кроме того, хоть президент и обязал ведомства сократить персонал, но при этом нам известны планы самого Дмитрия Медведева реформировать, например, судебную вертикаль, которые подразумевают увеличение корпуса судей на 1,5 тыс. единиц. При этом в прошлом году была увеличена численность следственного комитета при прокуратуре РФ на 1,2 тыс. единиц. Одно тянет за собой другое по цепочке, так что в ведомствах наблюдается не сокращение, а совсем обратное явление».

Все дело в том, считает г-н Мухин, что реальные попытки сократить численность ведомств и служащих приводят к тому, что в какой-то момент весь бюрократический механизм начинает сбоить, перестраиваясь. Опасаясь, что процесс парализуется, власть восстанавливает число чиновников. «Дело ведь не в количестве штатных единиц, а в повышении профессионального уровня чиновников», – убежден г-н Мухин. По его словам, более эффективными, чем простое сокращение численности, могли бы стать квалификационные конкурсы, в ходе которых выявлялась бы профнепригодность части чиновников, в том числе на самых верхних этажах. В этом случае, считает эксперт, аппарат сократился бы на все 50% не ради установленного графика, а объективно. А оставшимся профессионалам действительно следовало бы повысить зарплату, «чтобы не было заинтересованности работать на сторону».

"