Posted 20 июля 2005,, 20:00

Published 20 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Страсти по стабфонду

20 июля 2005, 20:00
Споры вокруг стабилизационного фонда не утихают. Вчера руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин выступил против использования средств стабфонда на государственные инвестиции. Глава ФСФР предостерегает, что это приведет не к экономическому росту, а к увеличению темпов инфляции.

Олег Вьюгин обратил внимание «Новых Известий» на то обстоятельство, что Россия располагает всеми видами ресурсов, необходимых для наращивания экономического потенциала. Российскому бизнесу сегодня доступны мировые рынки капиталов. Отечественные банки активно кредитуют бизнес, растет чистая прибыль предприятий нефинансового сектора экономики. «Денег сегодня в стране очень много, – утверждает г-н Вьюгин. – И всякие разговоры о дефиците инвестиционных ресурсов по меньшей мере неуместны».

Ключ к решению проблемы ускоренного экономического роста в России, по мнению Олега Вьюгина, лежит в области регулирования. «Именно уровень и качество государственного регулирования являются серьезным барьером для быстрого и устойчивого подъема, – подчеркнул глава ФСФР. – Часть стабилизационного фонда может быть использована для досрочного погашения внешнего долга страны. Кроме того, необходимо поддерживать определенный уровень средств в стабфонде для сохранения стабильности российской финансовой системы при существенном ухудшении внешнеэкономических условий».

По прогнозам правительства, к концу года стабфонд превысит 1 трлн. руб., что составляет примерно треть доходной части годового бюджета страны. Возникает парадоксальная ситуация: за нефть получены громадные деньги, а потратить их нельзя. Может, взять все да и поделить? Да и зачем продавать нефть и газ, если жизнь лучше не становится? Средства стабфонда стали предметом острых дискуссий. И не только среди министров и депутатов. Данные опроса ВЦИОМ свидетельствуют, что 88% граждан готовы потратить нефтяные сверхдоходы на социальные нужды. И лишь 5% опрошенных согласны с тем, что средства стабилизационного фонда – своеобразная «подушка безопасности» для страны на случай падения цен на нефть.

Заведующий сектором Института экономики РАН доктор экономических наук Александр Френкель против того, чтобы каким-либо образом использовать средства стабфонда. «Стабфонд и существует для того, чтобы в случае падения цен на нефть не рухнул бюджет страны», – сказал ученый «НИ». Как известно, в августе 1998 года во время заключительной стадии азартной игры в ГКО-ОФЗ российский бюджет довольно сильно опустел, а цены на российскую нефть тогда упали до отметки 12 долларов за баррель. «Подушки безопасности» в те времена не существовало. Результат всем известен: рублевые сбережения граждан пропали, государство чудом избежало падения в пропасть банкротства.

По мнению г-на Френкеля, высокие цены на нефть не могут продержаться слишком долго. А если они упадут, например, до 18 долларов за баррель, резко сократятся доходы бюджета, и надо будет как-то выкручиваться. А стабилизационный фонд как раз для того и существует. «Это своеобразная заначка для всякого рода неожиданностей, – говорит г-н Френкель. – Я считаю, что все деньги стабфонда сверх 500 млрд. руб. нужно использовать для досрочного погашения внешнего долга. Даже если 80 – 90 млрд. направить в государственный инвестиционный фонд, все равно получится разгон инфляции. К тому же, если использовать стабфонд на всякого рода государственные инвестиционные программы, половину денег обязательно разворуют».

Аналитик ФК «Атон» Алекс Кантарович также считает, что средства фонда без всяких опасных последствий для экономики страны можно и нужно использовать для погашения внешнего долга страны. «Такое действие было бы достаточно нейтрально для экономики, – замечает эксперт, – и могло бы даже принести определенный положительный эффект. Однако если потратить стабфонд на различные инвестиционные проекты, в том числе и на сооружение объектов инфраструктуры, ничего хорошего не будет. Общеизвестно, что государство является самым неэффективным инвестором». Аналитик считает, что еще более опасно использовать стабфонд на зарплаты, пенсии и социальные нужды, поскольку это самый банальный рецепт ускорения инфляции.

"