Posted 20 апреля 2015,, 21:00

Published 20 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:43

Updated 8 марта, 03:43

«Неуд» за квартал

«Неуд» за квартал

20 апреля 2015, 21:00
Подведены итоги I квартала 2015 года: ситуация в экономике России неутешительная. Росстат зафиксировал падение всех ключевых экономических показателей: реальных зарплат и доходов населения, розницы и услуг, инвестиций, строительства и промышленности. Эксперты не видят в этом ничего неожиданного. По их оценкам, кризис,

Инвестиции за январь-март сократились на 6% по сравнению с I кварталом 2014 года. Они снижаются прежде всего в добыче полезных ископаемых, не связанных с ТЭК, в капитальном строительстве и финансовом сегменте. При этом имеются признаки импортозамещения в производстве мяса и мясных продуктов, сыров, а также в текстильной отрасли.

По прогнозу Внешэкономбанка, большой поддержки от госсектора инвестиции в этом году не получат. Из-за секвестра, проблем региональных бюджетов, девальвации рубля и удорожания импорта, их спад в 2015-м может составить от 21% до 25%, даже с учетом привлечения средств Фонда национального благосостояния.

При двузначной инфляции (около 16% в среднем за год) реальные зарплаты упали на 8,3% (в марте – на 9,3%), доходы – на 1,4% (1,8%). Объемы строительства снизились в I квартале на 4,7%, причем этот процесс идет уже третий год. За январь-март на 0,6% сократилось промышленное производство – и это после восьми кварталов пусть слабого, но роста. Во многом спад случился из-за почти фронтальной остановки роста в марте пищевой промышленности.

На 4,7% уменьшился оборот розничной торговли. После ажиотажного спроса в декабре, в I квартале 2015-го покупательская активность резко спала. Это, кстати, было первое падение продаж, наблюдаемое с 2009 года. Произошло оно в основном из-за сокращения торговли непродовольственными товарами. «Судя по динамике реальных доходов населения, возможности для поддержания прежней потребительской активности не остается», – отмечает главный экономист Райффайзенбанка Мария Помельникова.

Эксперты расходятся в оценке того, как будет развиваться экономика во втором и третьем кварталах. По мнению советника по экономическим вопросам брокерского дома «Открытие» Сергея Хестанова, сейчас любой прогноз весьма условен. «Дело в том, что именно в эти месяцы бизнес и граждане проходят адаптацию к новым реалиям. Расходы сокращаются, все выжидают. Ждут, что будет с ценами на нефть и с геополитикой. А летом вмешается сезонный фактор, будет новая выжидательная позиция. Думаю, реальные прогнозы возможны не раньше осени», – полагает эксперт.

Замглавы Минэконоразвития Алексей Ведев ранее также назвал нынешнюю ситуацию «полной неопределенностью». «Сейчас даже год проще оценить, чем первый квартал, поскольку очень много негативных эффектов должно сказаться», – пояснил чиновник.

«Данные Росстата в целом согласуются с нашими расчетами, – сказал «НИ» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Хотя мы не ожидали, например, такого падения розницы. Оно очень большое, особенно в марте. По итогам года можем получить около 8%, что значительно хуже ожиданий. Ведь торговля у нас – второй по значимости после промышленности вид экономической деятельности, ее доля в ВВП доходит до 19%».

По поводу инвестиций в основной капитал собеседник «НИ» говорит, что по итогам года спад может составить 10%. А еще его абсолютно не радует динамика, связанная с реальными зарплатами: «Мы исходили из того, что власти всеми правдами и неправдами будут удерживать уровень доходов и зарплат бюджетников. Хотя бы потому, что в 2016 году грядут выборы. Но оказалось, что даже суммы в 3,1 трлн. рублей, которая берется из Резервного фонда, недостаточно, чтобы воспрепятствовать падению зарплат».

Эксперт убежден, что развернуть отечественную экономику к росту удастся не скоро. «Цены на нефть, вероятно, сохранятся на относительно низком для России уровне и в последующие годы. 60 долларов за баррель – этого мало, нам надо будет где-то находить деньги. Что касается санкций, это вопрос больше политический, и здесь практически ничего нельзя изменить. Остаются структурные реформы, о которых у нас так любят рассуждать. Но дело в том, что они быстро не проводятся: нужны годы кропотливой, тяжелой работы», – рисует перспективу Игорь Николаев.

"