Posted 20 февраля 2013,, 20:00

Published 20 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:13

Updated 8 марта, 05:13

Клиента не спросили

20 февраля 2013, 20:00
Чаще всего россияне обращаются в банк, чтобы снять зарплату с карточки, сделать платеж или оформить потребительский кредит. Об этом говорится в опубликованном вчера отчете Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Аналитики констатируют, что вовлеченность населения в банковский сектор растет, однако отмеч
Сюжет
Банки

Из данных НАФИ следует, что количество банковских клиентов в последние пять лет существенного увеличилось. Если в 2008 году только каждый второй россиянин пользовался услугами банков (52%), то в 2011 году таких было 74%, а в 2012 – уже 77%. Практически по всем банковским услугам в прошлом году наблюдалось увеличение потребителей. Исключением стали только срочные вклады и денежные переводы, серьезную конкуренцию которым составили многочисленные провайдеры платежных услуг.

На сегодняшний день самой популярной банковской услугой остается использование карты для получения зарплаты, пенсии или стипендии, выданной по месту работы или учебы. Об этом заявили 42% россиян. Далее идут регулярные платежи, например, оплата ЖКХ (39%), потребительские кредиты (22%), операции с текущим счетом или вкладом «до востребования» (13%), срочный вклад в банке (9%) и денежные переводы (6%). Между тем дебетовой карточкой, оформленной лично, пользуются лишь 8% россиян, еще меньше (5%) используют кредитную карту.

Аналитик банковского сектора Екатерина Кондрашова обращает внимание на то, что зарплатные карты, по сути, являются услугой навязанной. «Человек приходит устраиваться на работу, там его ставят перед фактом: у нас зарплатный проект с таким-то банком, – рассказала «НИ» г-жа Кондрашова. – Это делается в добровольно-принудительном порядке. Работодателю так удобней и зарплату перечислять, и иметь определенные скидки с этого. Это типично российская практика. Именно этим и объясняется популярность дебетовых карт». Аналогичная добровольно-принудительная практика связана и с кредитными картами. «Допустим, человек хочет взять потребительский кредит или ипотечный, ему говорят: оформите карту, вам будет легче платить, – продолжает аналитик. – То есть карта привязывается к кредиту. Но карта ведь не дебетовая, а именно кредитная. Также часто устраиваются акции: оформи карту и получи бонус, опять же, допустим, при оформлении потребительского кредита. У нас люди не привыкли к кредитам, они сначала сберегают, а потом эту сбереженную сумму тратят. Очень редкая ситуация, когда человек идет сам и целенаправленно оформляет карту».

С другой стороны, аналитики отрасли считают, что ситуация с пластиковыми картами все же улучшается. Как сообщил «НИ» первый вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев, если пять лет назад 90% всех операций с картами составляло снятие наличных, сейчас этот показатель опустился до 80%. «Думаю, с течением времени население будет активнее использовать карты в качестве инструмента платежа для совершения покупок, – говорит эксперт. – К сожалению, сейчас все упирается в отсутствие инфраструктуры как таковой. Зачастую даже в самых крупных городах далеко не все магазины принимают карты».

Добавим также, что, согласно опросу НАФИ, среди наименее популярных услуг россияне назвали автокредит (4%), ипотечный кредит (3%) и интернет-банкинг (3%). Совсем не популярно использование банковских ячеек – этой услугой не пользуется никто из респондентов.

"