Posted 20 февраля 2011,, 21:00

Published 20 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:35

Updated 8 марта, 06:35

«Это будет тест для власти»

«Это будет тест для власти»

20 февраля 2011, 21:00
Выступая в прошедшую пятницу на VIII Красноярском экономическом форуме, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин (на фото) неожиданно заявил, что для успеха экономических реформ в нашей стране нужно провести честные и справедливые выборы. Это заявление наделало много шума. На г-на Кудрина всерьез обиделась «Единая

Алексей Кудрин начал с того, что напомнил, как три года назад еще кандидат в президенты Дмитрий Медведев, выступая в Красноярске, провозгласил концепцию «Четырех И»: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. «Эти лозунги актуальны и сейчас, – заметил министр. – Нам нужно обсудить, как реализовать последовательно эти идеи, которые абсолютно верны, но мы еще не до конца прошли путь их реализации. Еще было сказано, что свобода лучше, чем несвобода. В этом вопросе нам еще много нужно пройти, поскольку вопросы, связанные с посткризисной экономической политикой, будут решаться в период, когда нам предстоят парламентские выборы. А в следующем году нам предстоят президентские выборы», – отметил вице-премьер.

По его мнению, эти выборы могут дать властям мандат на формирование новой, посткризисной модели экономического развития, только если они будут честными. «Очень важно, чтобы общество осознало, что эти выборы пройдут как тест, – заявил г-н Кудрин. – Как смотр тех дел, которые осуществляет власть, чтобы выборы были справедливыми и честными, чтобы на этих выборах были представлены все ведущие политические силы и представительства общества. Только это даст тот мандат, который необходим для проведения реформ. Если сложится недоверие, то и наши задачи не будут выполнены в полной мере».

Как напоминают эксперты, Алексей Кудрин, курирующий в правительстве вопросы экономического развития и бюджетный процесс, и ранее выступал с заявлениями политического характера. Так, ровно год назад в интервью Владимиру Познеру он заявил, что «Единая Россия» «увлеклась» административным ресурсом и что вступать в правящую партию он не собирается.

На это вице-премьеру заметили, что там его не особо и ждут. Председатель высшего совета «ЕР» Борис Грызлов подчеркнул даже, что у партии «принципиальные» расхождения с министром финансов, и потому они не видят чиновника в своих рядах. В этот раз министр тоже не сказал вроде бы ничего из ряда вон выходящего. Однако при нынешней системе, которая фактически исключает, что чиновники, особенного такого высокого ранга, могут высказываться по поводу проводимой в стране политики, заявление г-на Кудрина прозвучало как сенсация. «Единороссы» восприняли его как двусмысленное и даже некорректное. Министр, по их мнению, косвенно усомнился в итогах предыдущих выборов, как президентских, так и парламентских.

Некоторые эксперты сразу стали говорить о г-не Кудрине как о возможном новом лидере либеральной оппозиции. Однако опрошенные «НИ» политологи полагают, что со стороны вице-премьера это была скорее некая попытка сыграть роль либерала, не более. «Кудрин бросил камень в огород «Единой России», и не зря представители партии власти отреагировали так нервно, – сказал «НИ» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Министр финансов, судя по всему, соскучился по политическим баталиям и, видимо, намерен играть такую легкую, ни к чему не обязывающую политическую роль в предстоящих электоральных событиях». Эксперт не исключает, что со стороны г-на Кудрина это был акт своеобразного политического хулиганства, который, однако, серьезных последствий иметь не будет. «Алексей Леонидович – любимый министр Владимира Путина, премьер ведь неоднократно говорил: «Я вам Кудрина не отдам», – напомнил политолог.

«Площадка Красноярского форума в последние лет пять выстраивалась как место, где чиновники и политики федерального уровня могли приехать и высказываться довольно свободно, без оглядки на центр, – сообщил «НИ» эксперт кафедры публичной политики ГУ-ВШЭ Алексей Титков. – Кто чего-то боялся, тот просто не приезжал. Дискуссия велась в либеральных рамках, так что, просто, может, воздух свободы вскружил голову г-ну Кудрину. У него есть своя компетенция, это финансы и бюджет, но он мог посчитать, что имеет полное право высказывать свое частное мнение по другим вопросам, не относящимся к его сфере ответственности. Если это не так, его быстро поправят».

Вице-премьера, кстати, уже поправили. Дело в том, что Алексей Кудрин высказался против инновационного прогноза социально-экономического развития страны, который подготовило Минэкономразвития. По этому сценарию государство должно тратить больше, чем зарабатывает, увеличивать ассигнования на здравоохранение и образование, но главное – мириться с дефицитным бюджетом ради ускорения роста и перехода от сырьевой к инновационной модели развития. Прогноз предполагает, что среднегодовой рост промышленного производства с 2011 по 2030 год составит 4,1%, при этом оборот розничной торговли будет увеличиваться в среднем на 4,8% в год. Необходимые для выполнения условий этого варианта уровень госинвестиций и параметры бюджета развития потребуют сохранения дефицита федерального бюджета в размере 2–3% ВВП в 2015–2025 годах, а государственный долг после 2025 года превысит уровень 30% ВВП.

Идеолог такого сценария – замминистра экономразвития Андрей Клепач. Однако, по мнению Алексея Кудрина, такой вариант развития российской экономики, при котором допускается сохранение дефицита в 2% ВВП до 2020 года при ценах на нефть 100 долларов за баррель, не имеет права на существование. Он пояснил, что подобный сценарий несет большую зависимость от нефти и большие риски для российской экономики, чем были до кризиса. Министр финансов напомнил: при цене нефти в 61 доллар за баррель в среднем в 2010 году дефицит бюджета сложился на уровне 3,9% ВВП. «В этом году мы еще не знаем, какая будет цена, – продолжил он. – Даже если она будет за уровнем 90 долларов, она будет одной из самых высоких цен в истории, дефицит составит около 3%».

Г-н Кудрин пояснил, что в ситуации возможной нестабильности цен на нефть Россия не имеет возможностей формировать бюджет, закладывая в него цену выше 75 долларов за баррель. «Для нас 75 долларов за баррель – это очень мягкая граница, вливание этих денег в российскую экономику создает серьезную зависимость снова нас от нефти и газа», – сказал он. Андрей Клепач на все это ответил министру напоминанием, что у нас социальное государство, и мы должны увеличивать расходы на образование и медицину. «Кроме того, у нас вдвое занижены расходы на транспорт по сравнению с Европой и Китаем, мы их должны увеличивать, – подчеркнул он. – Поэтому сохранение дефицита бюджета в 2% реалистично, в том числе при условии оптимизации бюджетных расходов».

Эксперты полагают, что в данном случае проявляются обычные разногласия между МЭР и Минфином: одни хотят тратить деньги, другие не дают. Однако в условиях, когда страна близится к парламентским и президентским выборам, социальные расходы, на защиту которых грудью встало Минэкономразвития, – «священная корова» власти. И замахиваться на них г-ну Кудрину не дадут. В противном случае и это может быть расценено как подкоп под политику партии.

"