Posted 20 февраля 2008,, 21:00

Published 20 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:20

Updated 8 марта, 08:20

Картели под прицелом

20 февраля 2008, 21:00
В среду руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сообщил, что в ближайшее время начнет широкомасштабную проверку компаний на предмет организации ими картелей. По его мнению, речь идет не просто о правонарушении, а о серьезном преступлении, и действие это должно караться по уголовным статьям.

Картель – это форма объединения предприятий, участники которого, сохраняя собственную независимость, определяют ценовую политику, расширяют сферы влияния на потребительском рынке, способствуют подавлению внешней конкуренции. При этом договорившиеся о подобных совместных действиях бизнесмены между собой, как правило, не конкурируют, они сообща делят рынок. «Мы действительно считаем, что проблема картелей стоит в России достаточно остро. Рост цен в большинстве случаев имеет в основе монетарные факторы, но раз картели существуют, они, в свою очередь, по своей природе не могут не способствовать тому, что товары дорожают», – пояснили «НИ» в пресс-службе ФАС. Там признают, что деятельность ведомства на этом направлении не всегда была эффективна, однако объясняют это тем, что санкции к уличенным в сговоре не были прописаны. Теперь же, заверяют чиновники, ситуация изменится, поскольку появилась соответствующая госпрограмма.

В России, по оценкам ФАС, факторы, связанные с образованиями картелей, дают никак не меньше четверти всей инфляции. К ним г-н Артемьев отнес «злоупотребление доминирующим положением, собственно произвол монополистов на разных рынках, что особенно ярко проявляется в сфере естественных монополий». В пресс-службе ведомства «НИ» также рассказали: «Сейчас ФАС начинает тесное сотрудничество с МВД, и борьба с картелями будет тем эффективнее, чем теснее окажется это сотрудничество». При этом наш собеседник подчеркнул, что речь не идет о какой-то плановой одноразовой проверке всех компаний. «Если раньше ФАС анализировала, то теперь при любых подозрениях на картель будет начинаться проверка совместно с МВД», – подытожил он. «Процесс» пойдет, скорее всего, уже с середины этого года. При проверке в первую очередь будет вестись поиск необходимых экономических документов, достаточных для выявления сговора. Уголовное преследование, похоже, будет крайней мерой, но штрафы, как предсказывают специалисты, будут исчисляться миллионами, а то и миллиардами рублей.

На Западе с картельным сговором тоже борются сурово. Так, германское антимонопольное ведомство по выявленному факту может наложить штраф в размере 10% от годового оборота компании. Сейчас это, кстати, грозит известнейшим кондитерским компаниям Kraft, Nestle, Mars и Ritter, которые подозреваются в том, что цены на свою продукцию они подняли одновременно неспроста. А в августе 2007 года антимонопольные органы США оштрафовали за картельный сговор Korean Air и British Airways на 300 млн. долларов.

Впрочем, у России есть своя специфика. Председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Санкт-Петербурга Алексей Третьяков на депутатских слушаниях во второй столице публично обвинил вчера городских чиновников в лоббировании интересов крупных торговых сетей и оптовиков, чья доля на рынке услуг розничной торговли составляет 80%. По его мнению, это привело к тому, что сегодня 80% продовольствия завозится в город на Неве из-за рубежа.

Бизнесменов поддержал руководитель управления ФАС Северной столицы Олег Коломейченко. «В городе искусственно создана ситуация, которая вынуждает даже очень мощных производителей и поставщиков продуктов питания реализовывать свою продукцию через торговые сети, – заявил он. – Сегодня в Петербурге крупные торговые сети занимают на рынке доминирующее положение, и происходит дискриминация поставщиков. В конечном итоге все это негативно сказывается на конечном потребителе – простых горожанах».

По мнению антимонопольщика, к такой плачевной ситуации в Петербурге привел ряд постановлений городского правительства, инициированных Смольным в интересах торговых сетей и оптовиков. «За снесенные торговые павильоны представителям малого и среднего бизнеса обещали выделить новые торговые места, – сказал г-н Коломийченко, – однако дали таких мест в соотношении 10 к 1. На деле это можно расценить не иначе, как нежелание городских властей развивать малый и средний бизнес».

"