Posted 20 января 2005,, 21:00

Published 20 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Эпидемия трат

Эпидемия трат

20 января 2005, 21:00
После долгих новогодних праздников людей в магазинах сейчас стало поменьше – поиздержались. Специалисты называют это сезонным потребительским спадом. Однако, уверяют они, в феврале спрос восстановится и объемы продаж выйдут на прежний уровень, а потом будут неуклонно расти. В чем же причины переживаемого страной потреб

Опросы французской компании потребительского кредитования «Сетелем» показали: 56% европейцев вошли в начавшийся год с тревогой. На первом месте в их планах стоит жесткая экономия, детальный расчет в трате денег. Оптимистов, а тем более энтузиастов (исследователи увидели между ними существенную разницу) значительно меньше – 33 и 4% соответственно. Самым глубоким пессимизмом отличаются жители Германии, Италии и Франции. Не унывают испанцы, британцы, россияне и бельгийцы. Что же касается потребительского поведения, то самые беспечные транжиры живут в Испании, Венгрии и «бедной» России.Окончание на стр. 6



Вопреки законам экономики

Потребительский бум в России – свершившийся факт. Причем свершившийся не вчера. Специалисты уверяют, что начался он год назад, а теперь лишь разрастается, оставляя далеко позади «достижения» преддефолтного 1997 года. Объяснить это явление чисто экономическими факторами невозможно. Так, согласно данным Росстата, в 2003 году доходы россиян увеличились на 13%, а в 2004 году – всего на 9%. Получается, что темпы роста доходов людей снижаются, а темпы роста потребления неуклонно увеличиваются. По данным маркетингового агентства IRG, расходы россиян на потребительском рынке растут ежегодно на 13–15% в долларовом выражении.

Оценки объема нашего рынка потребления расходятся существенно. Если Росстат оценивает его в 140 млрд. долларов, то независимые исследовательские компании говорят о суммах чуть ли не в два раза больших: «Бизнес-Аналитика» – 241 млрд., IRG – 250–270 млрд., «Эксперт – МА» – 220–270 млрд. долларов. Разница, по их мнению, объясняется тем, что государственная статистика не учитывает в своих исследованиях теневые доходы россиян. Работающие же без госзаказа эксперты, по сути, исходят из того, что средняя зарплата в России составляет порядка 400 долларов, а не 250–300, как принято считать официально.

Любопытно, что серьезные траты растут как грибы не только в Москве и Санкт-Петербурге, на которые приходится до трети реализуемых товаров и услуг, но и в регионах, где средние доходы населения далеко не так высоки, как в столицах. Например, по словам заместителя губернатора Красноярского края Эдхама Акбулатова, только за первые месяцы прошлого года жители региона приобрели 65 тыс. автомобилей. Это на 10% больше, чем за тот же период позапрошлого года. На покупку недвижимости расходы красноярцев выросли на 51,5%, на строительство жилья – на 80%. А темпы роста числа абонентов сотовой связи достигли 165%.



Мясо под водочку

Впрочем, несмотря на рост расходов, структура потребительских предпочтений пока меняется мало. Россияне по-прежнему очень много тратят на питание – около 40% семейного бюджета. При этом в структуре расходов на еду преобладают мясо- и молокопродукты. Непропорционально много из «пищевых затрат» уходит на алкоголь и табачные изделия. В этом сходятся все исследователи: по оценкам Росстата, на выпивку и курево тратится 7,8%, а IRG утверждает, что 17–20%. Теоретически при росте доходов населения должна снижаться доля расходов на питание и увеличиваться – на товары длительного пользования, образование и отдых. У нас эта закономерность хоть и проявляется, но если говорить даже о группах отнюдь не бедствующего населения, пока еще весьма слабо.

Средства, оставшиеся после расходов на еду, тратятся преимущественно на рынке непродовольственных товаров, на которые, по оценкам разных исследователей, уходит от 34 до 40%. Лидеры традиционные – одежда и обувь, хотя в последние годы активно развиваются продажи бытовой техники, автомобилей и недвижимости. Что бы мы ни покупали – свитер, туфли, телевизор или автомобиль, – предпочитаем импорт отечественным брендам. В прошлом году, например, наши граждане впервые потратили на покупку иномарок больше средств, чем на произведения родного автопрома, которые заметно привлекательнее с точки зрения цены (см. стр. 15). Объем проданной бытовой техники растет так, как не рос никогда: в 2002 году – на 30%, в 2003-м – более чем на 40%. Прошлый год до конца еще не обсчитан, но эксперты уверяют, что выйдет никак не меньше 35%. В денежном выражении это 8 млрд. рублей. Причем мы привыкаем часто менять на новое, более «навороченное» все: от холодильников и швейных машин до компьютеров и мобильников.



Клюем на приманки

С давних времен известно: что русскому хорошо, то немцу – смерть. Специалисты по социальной психологии утверждают: почти 40% россиян привыкли делать расходы, не думая о том, что будет завтра. Но не только же национальными наклонностями хорошо выпить и вкусно поесть объясняется наблюдающийся бум. Есть и другие факторы, вновь привнесенные и для многих россиян пока еще диковинные.

Речь идет, в частности, о потребительском кредитовании, которое стало широко распространяться у нас в последние три года. Разрекламированные нынче «нулевые» кредиты, хоть на деле таковыми зачастую и не являются, – отличная приманка для всех: от миллионера до пенсионера. По экспертным оценкам, 100 самых активных участников рынка розничного кредитования в 2004 году выдали населению более 120 млрд. руб. Если эту сумму разделить на всех жителей России, то получится, что каждый наш соотечественник занял в прошлом году у банков почти 1 тыс. руб. По оценке аналитиков компании «Эрнст энд Янг», к концу 2006 года до 20–30% автомобилей и бытовой техники россияне будут покупать в кредит.



Деньги некуда девать

Главная, по мнению специалистов, причина нашего потребительского расточительства состоит в отсутствии надежных инструментов приумножения накоплений. Считается, что всегда выгодно вкладывать деньги в недвижимость. Но во-первых, специалисты уверяют, что бум роста цен на нее уже прошел или вот-вот пройдет. А во-вторых, возникает вопрос: кому выгодно? Тех, кто способен сразу выложить из кармана десятки, а чаще сотни тысяч долларов на покупку квартиры, в России ничтожно мало, да и не о них речь. Ипотека все еще остается «игрушкой» для состоятельных людей – и ставки велики, и первый 30-процентный взнос для большинства непосилен. Можно сказать: нет денег на ипотеку – так копи и выстроишь когда-нибудь свой дом.

Но и копить у нас невыгодно. Под подушкой деньги съедает инфляция, а в банках по итогам 2004 года реальная доходность вкладов (с учетом инфляции и колебаний курсов валют) оказалась отрицательной. Иными словами, рост цен урезал вклады в любой валюте, потому что на сумму сбережений плюс годовой процент сегодня можно купить меньше, чем в начале года без всяких процентов. Наименее убыточными оказались вклады в рублях: минус 0,96%. Больший убыток понесли те, кто положил деньги в евро: минус 2,69%. Виной тому низкие процентные ставки по евровкладам. Кстати, по данным исследователей, покупательная способность наличных сбережений в евро упала еще больше – на 8,08%. Но больше всего не повезло тем, кто доверился доллару. «Зеленые» годовые вклады, открытые в конце 2003 года, обесценились на 10,56%.

Во всем мире люди вкладывают деньги в акции. В России это практически вообще не работает. По статистике, акциями отечественных компаний владеет менее 1% населения. У нас не Америка, где едва ли не каждый прямо или косвенно (через пенсионные фонды) становится собственником каких-либо ценных бумаг и таким образом приумножает свой капитал. Ответ на вопрос «почему» лежит на поверхности. Люди наши в массе своей и так-то не слишком доверяли спекулятивным играм на бирже, а уж после ЮКОСа усвоили твердо: во все игры выигрывает только государство.

Так что тратить деньги на что-либо, кроме нужных и ненужных потребительских товаров, большинство россиян просто не имеет возможности. Вот отсюда и зашкаливающая статистика транжирства.



Экономный Запад

Среднестатистический американец никогда не купит товар без скидки, поскольку постоянно пребывает в убеждении, что цена завышена. К этому жителей Нового Света приучили рекламщики, умело закладывающие подобные стереотипы в массовое сознание. Поэтому покупательский бум в США приходится на праздничные дни – Рождество, День благодарения и День независимости, когда скидки в магазинах достигают 50–70%.
Большинство европейцев также не торопятся безрассудно тратить семейный бюджет вне сезона праздничных скидок. Великобритания известна своими зимними распродажами, во время которых скидки доходят до 90%. Большинство покупателей еще задолго до этого присматривают в магазинах дорогие вещи, чтобы приобрести их, когда цены станут ниже. Это общая модель потребительского поведения для стран Европы. Самые большие скидки – на Рождество, когда даже люди с высоким уровнем дохода делают нужные и ненужные покупки по дешевке.

Олег КОМОЦКИЙ

"