Posted 20 декабря 2021,, 16:34

Published 20 декабря 2021,, 16:34

Modified 7 марта, 12:12

Updated 7 марта, 12:12

Олег Лебединец: «ГТЛК исполняет функцию института развития транспортной отрасли»

Олег Лебединец: «ГТЛК исполняет функцию института развития транспортной отрасли»

20 декабря 2021, 16:34
В авиационной и железнодорожной отраслях, сельскохозяйственном секторе, при строительстве дорог и объектов инфраструктуры лизинг стал ключевым инструментом для замены устаревшей техники на новую. С одной стороны, это позволяет поддерживать производителей, с другой — повышать качество сервиса для пассажиров.

Как это работает

Лизинг во многом схож с арендой, однако имеет принципиальное отличие: в конце срока действия договора пользователь может выкупить объект — будь то транспорт, оборудование или целое предприятие.

Система действует следующим образом: специализированная организация (лизингодатель) приобретает продукцию промышленных предприятий и передает ее в пользование потребителям за фиксированную плату.

Самые популярные варианты такой «аренды»:

  • финансовый лизинг подразумевает оформление договора на весь срок службы имущества с последующим выкупом объекта процедура схожа с системой предоставления рассрочки под низкий процент;
  • продолжительность операционного лизингового соглашения меньше срока службы имущества. В конце действия договора клиент может сделать выбор: выкупить товар или оставить его лизингодателю.

Это позволяет загружать производства и поддерживать их работу на должном уровне. Лизингополучатели, в свою очередь, обновляют парк техники на приемлемых финансовых условиях.

Ситуация сегодня

До разразившейся в 2020 году пандемии новой коронавирусной инфекции объем отечественного рынка лизинга уверенно рос и составлял $20,6 млрд, увеличившись по сравнению с 2018-м на 20,7%. Это позволяло ему входить в число 15 крупнейших рынков лизинга в мире.

COVID-19 и связанные с ним ограничения нанесли серьезный удар: в 2020 году лизинг железнодорожной техники сократился более чем на четверть, авиатехники — на 15%, морских и речных судов — на 36%. Однако за первые шесть месяцев 2021-го рынок начал восстанавливаться, увеличившись на 66%, отмечали в агентстве «Эксперт РА».

Сегодня в стране действуют свыше 100 лизинговых компаний. В первую десятку, по данным того же «Эксперт РА», входят такие игроки, как «СберЛизинг», «ВТБ Лизинг», «Вэб-лизинг», «Газпромбанк Лизинг» и «ТрансФин-М». Крупнейшим является ГТЛК (Государственная Транспортная Лизинговая Компания), лизинговый портфель которой в 2020 году приблизился к 1,1 трлн рублей.

Для справки:

Государственная Транспортная Лизинговая Компания образована в 2001 году. Она предоставляет в лизинг практически все виды техники: от автомобилей до вертолетов, железнодорожной техники, водного и пассажирского транспорта. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» планируется поставить перевозчикам порядка 2,1 тысячи единиц техники (включая автобусы и трамваи). Компания инвестирует в развитие транспортной инфраструктуры России. Четверть федеральных дорог ремонтируется имуществом ГТЛК. Компанией владеет государство в лице Минтранса РФ.

Постепенное возвращение лизингового рынка на доковидный уровень косвенно подтверждает и оценка экспертов рейтингового агентства АКРА, повысившего в июне текущего года кредитный рейтинг Государственной Транспортной Лизинговой Компании до уровня АА-(RU) с прогнозом «стабильный». Специалисты отметили грамотно выстроенный бизнес-профиль компании, обеспеченный ведущими позициями на лизинговом рынке, а также ее опорную роль для Министерства транспорта.

Как подчеркнул первый заместитель гендиректора ГТЛК Олег Лебединец, при составлении рейтинга была учтена роль компании как института развития транспортной отрасли. «Это особенно четко проявилось в условиях замедления темпов роста экономики и акцентированного негативного влияния пандемии на транспортный сектор в РФ и в мире и обусловлено, в частности, высокой степенью господдержки компании со стороны федерального правительства», — добавил Олег Анатольевич Лебединец.

Для справки:

Олег Анатольевич Лебединец — бывший топ-менеджер Группы ВТБ и Deutsche Bank AG. В ГТЛК Олег Лебединец пришел в феврале 2021 года. Курирует финансово-экономический блок компании. Под его личным руководством в октябре текущего года состоялся выпуск еврооблигаций. По результатам размещения была зафиксирована трехкратная переподписка, что позволило разместить наиболее длинный в истории компании выпуск облигаций по ставке на 0,6% ниже запланированной. Первоначальный объем выпуска ценных бумаг был увеличен на $100 млн (с $500 млн до $600 млн). Принимал участие в разработке стратегии развития ГТЛК на международном уровне, в том числе при создании совместных предприятий с ОАЭ и Норвегией.

Ответственность лидера

Государственная Транспортная Лизинговая Компания прилагает большие усилия для удешевления лизинговых услуг для российских транспортных предприятий. Олег Лебединец отмечает его команда провела масштабную работу с банками, инвесторами и рейтинговыми агентствами, что позволило снизить процентные ставки для госкомпании. Ранее такой целенаправленной работы не проводилось, компания действовала ситуативно. Повышение кредитного рейтинга также способствовало уменьшению стоимости привлечения финансовых ресурсов.

Благодаря этому размер лизингового платежа для транспортных операторов уменьшился. А это напрямую отражается на ценах для конечных потребителей — пассажиров автобусов, трамваев, электробусов и самолетов. Чем меньше лизинговый платеж, тем ниже цена билета, добавляет Лебединец Олег Анатольевич. Кроме того, ГТЛК не требует первоначального взноса, в отличие от банков, которые запрашивают аванс в размере 20-30% от суммы кредита на закупку, к примеру, автобусов.

По мнению экспертов, такой подход обеспечивает более мягкий старт для реализации комплексной программы модернизации пассажирского транспорта, рассчитанной до 2030 года. По ней планируется обновить три четверти автобусного автопарка и 25% парка электротранспорта более чем в 100 городах РФ. Государственное субсидирование позволит гарантирующему лизингодателю предлагать льготные условия в городах с невысокой инвестпривлекательностью.

"