Posted 19 декабря 2012,, 20:00

Published 19 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:20

Updated 8 марта, 05:20

«Вроде плюс, а на деле – ноль»

«Вроде плюс, а на деле – ноль»

19 декабря 2012, 20:00
Госдума приняла в первом чтении законопроект об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Документ призван определить компетенцию такого нового для России явления, как бизнес-омбудсмен. Предполагается, что в новом году все регионы России должны будут выбрать своего уполномоченного. Эксперты оценивают создание нов

Согласно законопроекту в сферу деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей войдет не только рассмотрение жалоб и разъяснение прав, но и обращение в суды с заявлениями, в частности о признании недействительными правовых актов и решений органов власти различных уровней. Напомним, что законопроект был разработан в связи со вступлением в силу майского указа президента РФ Владимира Путина, в соответствии с которым правительству было поручено создать в России структуру, уполномоченную защищать интересы предпринимателей. На сегодняшний день бизнес-омбудсменом в РФ является бывший председатель общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов, однако для осуществления его деятельности до сих пор не разработана законодательная основа. Проектом закона, внесенного правительством, закрепляется, что финансовый омбудсмен и его рабочий аппарат будут являться государственным органом, обеспечивающим защиту прав и законных интересов бизнесменов и соблюдения этих прав органами власти. Уполномоченный будет назначаться президентом РФ «с учетом мнения предпринимательского сообщества» сроком на пять лет. При этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Региональных же уполномоченных должны назначать главы регионов, в которых они будут работать.

Надо сказать, что появление бизнес-омбудсменов в регионах давно ожидается предпринимательским сообществом. Примечательно, что за день до одобрения нововведения Госдумой Борис Титов попросил министра внутренних дел Владимира Колокольцева проверить деятельность МВД по Нижегородской области и на время проверки отстранить от должностей всех лиц, причастных к нарушениям прав бизнесменов в регионе. Если закон будет одобрен, то бизнесмены смогут направлять жалобы региональным уполномоченным, а те, в свою очередь, должны будут передать жалобу в соответствующий госорган, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу.

У представителей бизнеса и экспертов появление нового института защиты энтузиазма не вызвало. «Вроде бы появление бизнес-омбудсмена – это плюс, но с другой стороны – ноль», – прокомментировал принятие закона председатель Всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков. По его словам, российскому бизнес-сообществу остро не хватает консолидации, без которой невозможна защита прав предпринимателей как класса. Так, организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», по данным эксперта, объединяет лишь 5–7% бизнесменов, в то время как аналогичные структуры в континентальной Европе объединяют 100% компаний, а в США и Великобритании – 80%. «Бизнесмены не доверяют организациям, встроенным в вертикаль, так как те способны обеспечить защиту прав только самых заметных и активных, – продолжает общественный деятель. – А появление омбудсмена приведет лишь к потоку жалоб со стороны предпринимателей, но реального механизма разбираться и решать проблемы не будет, пока нет консолидации и полного представительства».

Илья Хандриков также обратил внимание на необычный порядок выбора кандидатур на данный пост. Так, в Москве на него прочат руководителя столичного Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексея Комиссарова. «То есть он будет одновременно и чиновником, и защитником прав предпринимателей», – заявил г-н Хандриков, отметив, что в регионах ситуация еще хуже.

«Создание института бизнес-омбудсмена, как и прочих уполномоченных, продолжает традицию создания в России институтов, параллельных государственным, – сказал «НИ» эксперт «ФБК-Право» Александр Ермоленко. – Тем самым государство фактически расписывается в беспомощности, подтверждая, что гражданину и предпринимателю не стоит ждать вполне законной и оплаченной налогами помощи от правоохранительных структур, органов опеки и попечительства, судов, не следует ждать элементарного сотрудничества от органов исполнительной власти. Все более утверждается практика не институционального, а так называемого «ручного управления». Принятие нового закона, по словам юриста, укрепляет систему, построенную не на всеобщем законе, а на личных связях, личной лояльности и узкогрупповых интересах.

Институт омбудсмена сам по себе защиту прав предпринимателей не обеспечит, уверен аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков. «Едва началось его создание, сразу же идеи ограничения прав, – пояснил он «НИ». – Характер деятельности омбудсмена изначально имеет лишь надзорно-совещательный характер, подменить собой суды, контрольные органы, парламент она не может. Проблема как раз в том, что при наличии объективных проблем в исполнительных и законодательных органах власти очень мало делается для их решения, а внимание отвлекается на некий заменитель в виде института омбудсмена».

Более того, эксперты опасаются, что чрезмерное усиление института омбудсменов создаст почву для коррупции. По мнению председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константина Трапаидзе, в условиях отсутствия правового поля и защиты бизнеса, особенно в регионах, институт омбудсменов рискует превратиться в структуру, лоббирующую интересы «своих» бизнесменов», на небезвозмездной основе, разумеется.

На сегодняшний день первое место в списке жалоб бизнесменов занимают незаконные посадки. «По неофициальным данным, 14 тысяч предпринимателей, сидящих по экономическим статьям, стали жертвами рейдерских захватов бизнеса, – сообщил Илья Хандриков. – Я слышал от бизнесменов, что в зоне риска находится любой бизнес от 100 миллионов рублей. Он подлежит отъему, поэтому эту сумму советуют не переходить». Вторая строчка жалоб – тотальное уничтожение мелкорозничной торговли.

"