Posted 19 декабря 2007,, 21:00

Published 19 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:12

Updated 8 марта, 08:12

Спустили с цепи

19 декабря 2007, 21:00
Вчера Росстат подтвердил то, о чем уже давно говорили независимые эксперты: как только пройдут выборы в Госдуму, топливный рынок прекратит длительное ценовое воздержание. Так и случилось – в первую же неделю после голосования стоимость автомобильного бензина на заправках выросла в среднем по стране почти на 2%. Между т

Если верить данным Росстата, то так резко в этом году стоимость автомобильного топлива еще не подскакивала. Сигналы, что повышение произойдет, конечно, были, но прежний рекорд не превышал и 0,7%. А вот в период с 4 по 10 декабря цены повысились сразу на 1,8%. Если бы такие темпы держались в течение всего года, итогом было бы двукратное подорожание «горючки». Послевыборный синдром наблюдался в 69 субъектах РФ. Москвичи пострадали от него несильно – в столице рост составил 0,4%. В Санкт-Петербурге он был впятеро чувствительнее – 1,9%, но больше всего не повезло автолюбителям Красноярска, где за семь дней цена бензина поднялась на 9,7%. Таким образом, средняя цена литра по России повысилась с 18,73 до 19,06 руб., то есть без малого на 30 копеек.

Специалисты топливного рынка, которых «НИ» спросили, почему это случилось, реагировали, как правило, весьма эмоционально. Сначала они на наш вопрос отвечали вопросами типа «А чего вы хотели?» или «Сколько же, по-вашему, можно было еще ждать?» и лишь потом комментировали ситуацию по существу. Так, в Российском топливном союзе (РТС) «НИ» сообщили, что не считают произошедшее повышение цены топлива ни таким уж значительным, ни внезапным.

«С августа по октябрь цены на нефть на мировом рынке сильно росли. Наша страна является частью этого рынка, и внутренние цены у нас привязаны к мировым», – отметил исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко. Он также пояснил, что вслед за Западом цены на сырье выросли и у нас, а российская налоговая система, настроенная на изъятие сверхдоходов больше, чем на регулирование, вынудила нефтяников сильно поднять стоимость их товаров.

Директор Московского межрегионального нефтяного союза Галина Зинкина добавила к картине еще несколько штрихов. «Оптовые цены уже превысили розничные. Мы просили приостановить их рост, чтобы не было бума, но к нам не прислушались», – рассказал она. По словам эксперта, рост цен усугубила нехватка нефтепродуктов на внутреннем рынке. «Две трети нефти, добываемой в стране, уходит на экспорт. Российский рынок уже испытывает острую нехватку некоторых товаров: нет, например, дизельного топлива», – посетовала г-жа Зинкина. За последний год именно дизельное топливо действительно подорожало больше всего: по сравнению с декабрем 2006 года – на 9,6%.

Что же касается дефицита нефтепродуктов в целом, то он отчасти обусловлен еще и сокращением объемов производства. Специалисты утверждают, что объем первичной переработки нефти снизился на 1,2, а выпуск автобензина – на 2,8%.

До начала декабря продавцы сдерживали цены на бензин только благодаря негласным договоренностям, которые с ними были заключены властями. Бензин, конечно же, в целом дорожал, но так, что потребитель этого не то чтобы вовсе не замечал, но, по крайней мере, не возмущался. Последняя предвыборная неделя, например, отметилась ростом всего в 0,3%. Теперь же, рассказал «НИ» президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, когда выборы прошли, розничный рынок будет пытаться взять свое. «Ситуация, кончено, не типичная. Всегда в IV квартале наблюдалась стабилизация или даже снижение цен. В этом году все иначе. Рост оптовых цен оказался выше уровня инфляции», – печально заметил г-н Аркуша.

Разделяет эту точку зрения и Галина Зинкина. По ее словам, в такой ситуации продавцы нефтепродуктов больше не могли терпеть и, несмотря на «политические обещания», просто вынуждены были пойти на удорожание топлива. При этом она убеждена: если оптовые цены продолжат расти, то на розничном рынке никто больше не станет работать себе в убыток. «Так что это еще не ценовой взрыв», – «обнадеживающе» заметила эксперт.

"