Posted 19 декабря 2004,, 21:00

Published 19 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Михаил Крючков

Михаил Крючков

19 декабря 2004, 21:00
Кто проживает на МРОТ

То, к чему власть так долго и торжественно нас готовила, свершилось: Госдума приняла на днях во втором чтении законопроект о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда. Схема, которую приняли депутаты, обсуждалась уже несколько месяцев, поэтому сенсацией не стала. С 1 января МРОТ увеличится с нынешних 600 руб. до 720, с 1 сентября будущего года – до 800, а с 1 мая 2006 года – до 1 тыс. 100 руб.

Интрига была в другом: на какой срок народные избранники отложат выполнение хотя бы ими же принятого пару лет назад Трудового кодекса, который в своей 133-й статье декларирует равенство МРОТ и прожиточного минимума (ПМ). О том, чтобы соблюдать Европейскую социальную хартию, которая требует от работодателей устанавливать минимальные оклады в 2,5 раза выше ПМ, речи, понятное дело, не идет. Россия, хоть и подписала ее в 2000 году, ратифицировать в обозримом будущем явно не собирается.

Так вот думское большинство, неустанно твердившее о том, что к следующим президентским выборам МРОТ непременно выйдет на уровень ПМ, в последний момент фактически дало задний ход. Чтобы решать проблему, создается профильная рабочая группа, которая займется выработкой предложений, которые, в свою очередь, будут рассматриваться и т.д. Словом, ждали долго – не умрем, подождем еще.

Нынешний российский МРОТ – это в пересчете на валюту 21 доллар с американскими копейками. С Нового года он гордо поднимется до 26 «зеленых». В большинстве европейских стран «минималка», называемая и рассчитываемая, впрочем, по-разному, больше нашей раз в 60. Во Франции, например, это 1150 евро. В Португалии, которую мы вроде бы решили догонять, один их МРОТ – это почти 20 наших. В Болгарии, чей барак в соцлагере был не сильно веселее советского, минимальная зарплата выше российской раза в четыре.

Правительство, похоже, иногда вдруг понимает, что на наш МРОТ даже выжить непросто, хотя официально на него живет (?) более миллиона человек. Но и доводить его хотя бы до уровня государственно утвержденной бедности не торопится. Цена вопроса действительно высока. К лету 2006 года «минималка», если считать по сегодняшнему курсу, должна подняться приблизительно до 40 долларов. ПМ, который сейчас составляет около 85 долларов, к тому времени может вплотную подойти к сотне «зеленых». К 2008 году прожиточный минимум за 100 долларов, очень возможно, выскочит. Значит, поднимать МРОТ придется не на 20%, как сегодня, а сразу в 2,5–3 раза. С одной стороны, это приведет к росту потребительского спроса, который, несомненно, стимулирует рост в сфере торговли и услуг, а также строительства. С другой, как утверждают в правительстве, может разогнать инфляцию. В самом деле, может, если ничего не менять.

В западных странах одно из важнейших средств борьбы с инфляцией – фондовый рынок. Именно он съедает опасные для экономики «лишние» деньги. У нас ситуация совсем иная. Лишних денег становится все больше, а идут они и в первую, и во вторую, и в третью очередь на потребление. Не потому, что россияне еще не наелись и не напились – пристроить деньги тем, у кого они есть, по большому счету, некуда. Банковские проценты не дотягивают до инфляционных. Большинство прочих финансовых инструментов так или иначе связаны с акциями. А фондовый рынок и съел бы часть денег, да власть использует этот тонкий инструмент исключительно для забивания гвоздей. Оттого и ломается он, и чахнет.

"