Posted 20 ноября 2019,, 12:53

Published 20 ноября 2019,, 12:53

Modified 7 марта, 15:23

Updated 7 марта, 15:23

В России для управления структурными реформами будет создан новый орган

В России для управления структурными реформами будет создан новый орган

20 ноября 2019, 12:53
Фото: yandex.kz
Минэкономразвития разработало пакет мер для ускорения экономического роста в России и предложило создать подкомиссию, которая будет курировать оперативную работу в этом направлении. Эксперты соглашаются, что такой подход способен облегчить достижение цели.

Пакет структурных реформ, являющихся критически необходимыми для ускорения темпов роста российской экономики до уровня выше среднемировых (в 2021 году минимум до 3%), разработан в Министерстве экономического развития. Для оперативного управления процессами глава этого ведомства Максим Орешкин намерен создать новую соответствующую структуру в правительстве. Как сообщает РБК, эти предложения направлены Орешкиным первому вице-премьеру, министру финансов Антону Силуанову.

Проведением реформ займется комиссия правительства по экономическому развитию, для оперативной же работы Минэкономразвития предлагает создать специальный новый орган управления — подкомиссию по обеспечению экономического роста и содействию реализации структурных реформ, возглавить которую намерен сам Орешкин (этот факт подтвердил изданию федеральный чиновник на правах анонимности). Основной сферой деятельности подкомиссии станет рассмотрение структурных реформ и разногласий по ним в правительстве, а также создание предложений по необходимым мерам и подготовка заключений об экономической ситуации в стране.

Глава Минэкономразвития предлагает сконцентрироваться на шести основных направлениях, в числе которых: стимулирование инвестиционного спроса и улучшение соответствующего климата, развитие конкуренции и повышение эффективности рынка труда, развитие финансового рынка и увеличение сбыта российских товаров и услуг, а также технологическое и инновационное развитие.

Речь об ускорении роста российской экономики до общемирового уровня и выше ведется уже не первый год. Впрочем, если сравнить: согласно прогнозу МВФ, за 2019 год мировой ВВП вырос на 3%, а российский — на 1,3%.

Напомним, что правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции создавалась для борьбы с последствиями финансового кризиса в 2009 году. До Силуанова ее возглавлял Игорь Шувалов.

Директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Владимир Назаров в комментарии “НИ” пояснил, что выйти на более высокий стабильный уровень роста возможно, но подходить к решению проблемы необходимо комплексно:

“В принципе добиться такого темпа ускорения возможно. Например, чуть большим темпом растет соседний Казахстан. В этой задаче нет ничего нерешаемого, и от Казахстана нас в худшую сторону отличают только санкции, но опять-таки этот фактор не является таким критичным, чтобы мы до трех процентов не могли ускориться.

Задача реальная, другое дело, что структурные реформы должны охватывать все сферы, в том числе, например, важнейшую судебную реформу.

В течение какого-то года ускориться до трех процентов — абсолютно реально, это можно и комиссию не создавать. Но сделать темпы роста устойчивыми, чтобы они из года в год были стабильными — не за счет каких-то вливаний разовых в экономику, конечно, без структурных реформ невозможно”.

Владимир Оленченко, старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН, в беседе с “НИ” подчеркнул, что создание подкомиссии позволит агрегировать мнения различных заинтересованных ведомств, а это способно обеспечить наиболее объективный подход к решению поставленных задач:

“Замысел в том, чтобы создать стабильный устойчивый рост экономики России, который поддерживался бы на высоком уровне. Если говорить о предложении Орешкина, оно является результатом дискуссии между ним, Силуановым и Набиуллиной об уровне инфляции. Силуанов считает, что уровень инфляции сейчас, конечно, низкий, но надо придерживаться целевой инфляции в 4%, которая обеспечивает доходы предприятиям, хозяйственным объектам и, соответственно, повышает доходную часть людей, которые трудятся. А Набиуллина справедливо считает, что целевая инфляция обеспечивает макроэкономическую стабильность. Орешкин, в свою очередь, считает, что таким образом органы управления воздействуют на предложение, а он предлагает воздействовать на спрос. Под спросом он понимает, чтобы больше требовали товаров, больше покупали. И его предложение заключается в том, чтобы начать структурировать экономику в этом направлении.

Понятно, что какое-то одно ведомство не сможет все делать, поскольку это связано и с деятельностью других ведомств. Поэтому, наверное, логично предложить подкомиссию, в которую вошли бы ведомства, от которых зависит и возможность проведения структурных реформ: это и Министерство финансов, и Министерство торговли и т.д.. Это могло бы стимулировать постоянные новации — не хочется говорить о постоянных структурных переменах.

Орешкин мыслит конструктивно. Выстроенная им схема подкомиссии и предложений по мерам стимуляции, она, безусловно, нужна. С другой стороны надо учитывать, что он все равно смотрит на ситуацию через призму своего ведомства. Видимо, нужно пропустить эти предложения и идеи через фильтр других связанных с этим ведомств, уточнить их мнение, поскольку они видят другие аспекты, которые ему не заметны.

Эта подкомиссия могла бы стать именно такой площадкой, где эти мнения заинтересованных ведомств апробировались, сходились повседневно, в рабочем порядке”.

"