Posted 19 ноября 2013,, 20:00

Published 19 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:32

Updated 8 марта, 04:32

Рискованный инструмент

Рискованный инструмент

19 ноября 2013, 20:00
Может ли введение прогрессивной шкалы налогообложения отодвинуть вторую волну кризиса или, наоборот, приблизить ее – этой теме вчера было посвящено заседание Экономического клуба аудиторско-консалтинговой компании ФБК. Ведущие экономисты обменялись мнениями относительно эффективности увеличения налогового прессинга на
Сюжет
Выборы

По словам директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, 2018 год – не такая уж и долгосрочная перспектива. Более того, вероятность введения прогрессивной шкалы подоходного дохода раньше указанного срока экономист оценивает как очень высокую. Ведь, по его словам, налогообложение – это не только экономический, но и политический инструмент, а реализация прогрессивной шкалы до 2018 года, когда, напомним, состоятся следующие президентские выборы, станет электорально очень выгодным решением. Тем более что в последнее время экономическая и социальная политика властей отличается редкой хаотичностью и непоследовательностью. «То тарифы по странной схеме заморозят, то еще более странную пенсионную реформу проведут. Почему бы и с богатых не попробовать дополнительные деньги получить?» – пояснил г-н Николаев. Поэтому большинство россиян вряд ли удивятся, если власти все-таки решатся на введение прогрессивной системы в следующие несколько лет. С этой точкой зрения согласился советник Института современного развития Никита Масленников. «Такой популизм от власти опасен: сначала пообещать, а потом уже как получится, – предупредил эксперт. – Вместо того чтобы предпринимать сложные и комплексные решения, власть тяготеет к простым и элементарным, которые в данном случае не являются самыми верными».

Доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемишев, в свою очередь, выразил сомнение в том, что вероятность введения прогрессивной шкалы с целью получения дополнительной прибыли с богатых так уж высока. «Это политически нереально, физически затруднено и экономически контрпродуктивно», – заявил ученый, объяснив свои сомнения тем, что «подобные решения принимаются не в Кремле, а на Рублевке», а потому вряд ли богатые люди, находящиеся во власти или приближенные к ней, позволят проводить такую направленную против них самих налоговую политику. Кроме того, отметил г-н Буклемишев, по оценке Международного валютного фонда, налоги будут и так расти естественным образом, и у России почти нет возможностей для дополнительного повышения налогового бремени.

С основным выводом о крайне низкой экономической эффективности и необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения в настоящий момент согласились почти все участники встречи. Они сослались на опыт зарубежных стран, предпринявших подобный шаг именно как меру борьбы с кризисными процессами в 2008–2010 годах. В результате оказалось, что повышение налоговой нагрузки на богатых негативно влияет на экономический рост в стране в целом. Сразу после введения такой системы расчета налогов во многих государствах было зафиксировано значительное сокращение сборов. Повышение налоговой нагрузки на богатых, как правило, демотивирует их, полагают экономисты: являясь крупными бизнесменами, толстосумы, как правило, идут на снижение предпринимательской активности, сворачивание бизнеса в родной стране и перевод его за границу.

Оппонентом этой точке зрения выступил директор социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. По его словам, в России наблюдается очень большой разброс доходов населения и высокий уровень неравенства, ликвидировать который можно только путем проведения перераспределительной политики. А для этого прогрессивная шкала налогообложения необходима, отметил эксперт, тем более что она может помочь в воспитании культуры налогоплательщиков, когда они будут не просто бездумно отчислять средства, как сейчас, а стараться понять, сколько платят, и требовать с государства выполнения социальных обязательств соответственно этим выплатам. Сейчас, как отмечает г-н Смирнов, этой культуры россиянам отчетливо недостает. Он рассматривает прогрессивную налоговую шкалу как фактор развития гражданского общества. Но будет ли она сейчас работать в России – это, по его мнению, неоднозначный вопрос.

Впрочем, трогать средний класс, а особенно тех, чьи доходы ниже среднего, тем более нельзя, отмечает Игорь Николаев. Особенно учитывая, что государство задало условный критерий среднего класса на уровне 6 МРОТ дохода на одного человека в месяц, то есть чуть более 35–40 тыс. рублей. Кроме того, экономисты обратили внимание на то, что подобные меры необходимо реализовывать не в кризисные времена, а в условиях стабильного экономического роста. И Россия упустила это время как раз накануне первой волны кризиса в 2008 году. А наступление ближайшего благоприятного периода эксперты прогнозируют не раньше 2018 года.

"