Posted 19 ноября 2012,, 20:00

Published 19 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:18

Updated 8 марта, 05:18

Правота в денежном выражении

Правота в денежном выражении

19 ноября 2012, 20:00
Депутаты обещают серьезно ужесточить ответственность за нарушения прав потребителей. Разработан законопроект, в котором суммы штрафов за обман покупателя или продажу некачественного товара увеличиваются до миллиона рублей. Правозащитники горячо поддерживают инициативу парламентариев, а вот предприниматели опасаются, чт

Законопроект разработан председателем комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорем Руденским, заместителем председателя указанного комитета Виктором Звагельским и членом комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолием Выборным. Документ предлагает существенно увеличить штрафы для бизнеса и компаний за обман потребителя, продажу ему плохого товара или отказ от предоставления информации.

Сейчас законодательство предусматривает относительно небольшие штрафы. Так, за нарушение прав потребителей должностное лицо подвергают штрафу в 1–2 тыс. руб., а с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взыскивают 10–20 тыс. Парламентарии предлагают внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в результате чего штрафы для должностных лиц компаний должны вырасти до 7–10 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – до 50–70 тыс. руб., а для юридических лиц – до 100–300 тыс. руб. За повторное нарушение предлагается ввести еще большие штрафы. Для юридических лиц размер взыскания может вырасти до миллиона рублей. При этом для сотрудников компаний, которые неоднократно нарушают права потребителей, предлагается ввести дисквалификацию на срок до года, а для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – приостановку деятельности на месяц.

Эксперты отмечают, что за последние годы количество нарушений прав потребителей в России не уменьшается, как раз наоборот. «Болевые точки» уже долгое время одни и те же. На первом месте – сфера ЖКХ. На втором месте – жалобы на некачественные или несвежие продукты питания, далее идет общественный транспорт. Поэтому представители организаций по защите прав потребителей приветствуют увеличение штрафов. Как сообщил «НИ» зампредседателя Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий, эта мера назрела давно, поскольку нынешние штрафы можно назвать формальными: слишком они малы. «На сегодняшний день ответственность за нарушения на потребительском рынке не адекватна той степени общественной опасности, которую эти нарушения создают, –сказал «НИ» специалист. – Из-за обмана люди могут терять колоссальные суммы, может быть нанесен серьезный вред здоровью, в то время как продавцы некачественной продукции не несут, по сути, никакой материальной ответственности. Все дело в том, что нечестному предпринимателю выгодней заплатить штраф, чем менять свою политику по отношению к потребителю: он зарабатывает гораздо больше. А вот штраф в 300 тысяч уже заставит задуматься, стоит ли рисковать».

Однако, по мнению эксперта, одними лишь штрафами проблему не решить. Дело в том, что указанные нарушения довольно сложно выявлять. «Надо проводить проверку, для которой в свою очередь нужны основания, – продолжает г-н Недзвецкий. – Каждая проверка подлежит согласованию с прокуратурой. То есть трудно застать врасплох обманщика. Согласно закону организация должна быть предупреждена о проверке. Поэтому сейчас ни штрафов, ни проверок недобросовестные продавцы не боятся».

Представители бизнеса не в восторге от инициативы парламентариев. Предприниматель, член совета московского отделения организации «Опора России» Алексей Каневский заявил «НИ», что именно бизнесмены больше остальных заинтересованы в том, чтобы сохранить свое реноме и остаться постоянным поставщиком услуг или товара для своих потребителей. «Ныне действующее законодательство позволяет возвращать или обменивать некондиционный товар без всяких проблем, – заметил г-н Каневский «НИ». – Я не ощущаю, что требуется какое-то серьезное ужесточение. Кроме того, непонятно, какие критерии будут применяться для признания предпринимателя недобросовестным. Размытость формулировок, как обычно, оставляет право для одностороннего принятия решения и попадания этих предпринимателей в «черный список». Мне кажется, это дополнительный инструмент давления на бизнес».

"