Posted 19 октября 2011,, 20:00

Published 19 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:53

Updated 8 марта, 05:53

С небес на землю

19 октября 2011, 20:00
Со следующего года «золотые парашюты» для топ-менеджеров будут облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 13%, сообщил вчера заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Он признал, что законопроект, касающийся налогообложения высшего руководства компаний, был внесен еще в 2010 году, но до сих пор «лежит в

То, что называют «золотыми парашютами», – это компенсации, предусматривающие финансовые и другие привилегии высшему руководству компаний в случае их увольнения. Законопроект, касающийся налогообложения таких выплат, был внесен в нижнюю палату еще в 2010 году. «Но он не принят еще, он лежит в Думе... Мы выдернули одну позицию, которая касается «золотых парашютов» и перенесли в законопроект, который будет принят в

ближайшее время», – отметил вчера г-н Шаталов. Правда, 13% налога небедные топ-менеджеры будут платить не со всего «парашюта», а лишь с его части. Ранее на налоговой конференции тот же замминистра пояснил, что облагаться НДФЛ будут только те финансовые бонусы для высшего руководства, которые превышают по своему размеру их трехмесячную зарплату. «Все, что превышает, будет облагаться по обычной стандартной ставке. Сегодня не облагается», – разъяснил чиновник.

Как отмечают эксперты, в России тема объема компенсационных выплат считается закрытой, и их размер, как правило, определяется лично с кандидатом на высокий пост. Тема, кстати, больная не только для нашей страны, но подходят к ней по-разному. Например, в США, где президент Барак Обама заявил, что получать высокие бонусы стыдно, когда мир страдает от финансового кризиса, банки, заручившиеся поддержкой государства, просто обязаны сокращать статью расходов на выплату премий высшему руководству. Помимо этого, им вменено в обязанность предоставлять подробную отчетность по расходам на корпоративные вечеринки, обслуживание служебного транспорта, ремонта офисов и прочим не вполне профильным расходам.

У нас же, как видим, речь идет не об ограничениях подобных выплат, а о самом обычном их налогообложении. «Безусловно, накануне парламентских и президентских выборов делается все, чтобы заручиться поддержкой избирателей. Ведь бедным слоям населения непонятен даже сам термин «золотой парашют», но они теперь узнают, что с богатых начнут брать какие-то деньги, которых раньше не брали. Им от этого лучше не станет, но появится стимул идти пойти проголосовать в этом году и в следующем за то, что все делается правильно», – рассказал «НИ» эксперт в сфере налогообложения Дмитрий Шилов.

По словам доцента кафедры фондового рынка и рынка инвестиций Высшей школы экономики Антонины Степиной, в заявлении г-на Шаталова вообще нет никакой экономической составляющей. «А то, что эти «золотые парашюты» рассматриваются только сейчас, показывает в очередной раз, что в действиях нашего правительства много нелогичности», – сообщила «НИ» эксперт. Аналитики уверены: ввести налог на бонусы для высоких чинов компаний было пора давно, но раз депутаты Госдумы откладывали голосование по соответствующему законопроекту, значит, им было мало одного Минфина. А сигналы с государственных верхов на этот счет до поры не поступали.

В ЕС в прошлом году Европарламент наложил ограничения на выплату бонусов трейдерам и банкирам. И с начала 2011 года размер бонуса стал пропорционален зарплате получателя. Его большая часть выплачивается не сразу, а в течение трех лет, чтобы позволить банку использовать эти средства, если сделанные инвестиции оказались неудачными. А если банк получил помощь от государства, его руководство вообще не может выписывать себе бонусы и премиальные.

"