Posted 19 сентября 2005,, 20:00

Published 19 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Холод на заправке

Холод на заправке

19 сентября 2005, 20:00
По прогнозам международной аудиторской компании Ernst & Young, мировые цены на нефть в ближайшем будущем могут достигнуть 100 долларов за баррель. Опасаясь, что внутренние цены на бензин достигут тогда запредельных высот, правительство России уговорило вчера ведущие отечественные нефтяные компании зафиксировать стоимос

Открывшаяся вчера в Вене очередная 137-я конференция Организации стран–экспортеров нефти (ОПЕК) началась со скандала. Накануне президент картеля шейх Ахмед Фахд аль-Ахмед ас-Сабах заявил о необходимости увеличить объемы продажи «черного золота» на 2% (500 тыс. баррелей в день), несмотря на его избыток на рынке. Напомним, что сейчас добыча в странах, входящих в организацию, составляет 30 млн. баррелей в день. По словам главы ОПЕК, увеличение объемов поставок должно будет способствовать стабилизации цен на топливо. Иран, второй по величине поставщик нефти, ответил на это угрозой покинуть картель в случае принятия подобного решения, ибо дальнейшее его членство в картеле «станет нецелесообразно с экономической точки зрения». Тегеран считает, что добычу надо, напротив, сократить на 5–10%, чтобы извлечь максимальную выгоду из сложившейся макроэкономической ситуации. Потеря Ирана для организации может лишить ОПЕК последних рычагов регулирования мировых цен на нефть. В итоге, как и следовало ожидать, члены картеля склонились к тому, что принимать меры по немедленному увеличению добычи нефти не нужно. Это означает, что цены могут устремиться к новым рекордным высотам.

МВФ в проекте Всемирного экономического прогноза (World Economic Outlook), окончательный вариант которого будет опубликован завтра, сообщает, что ОПЕК не может в достаточной степени повлиять на снижение нефтяных цен – ее резервы сократились из-за увеличения спроса, особенно со стороны США и Китая. При этом фонд критикует Россию и Великобританию, которые задерживают разработку новых месторождений частыми и неожиданными изменениями в налоговом законодательстве. Тем временем специалисты компании Ernst & Young полагают, что в скором будущем цена нефти может достигнуть 100 долларов за баррель.

В России между тем до вчерашнего дня продолжался спор о том, как сдержать внутренние цены на топливо. Бывший министр финансов Михаил Задорнов выразил опасение, что протесты аграриев во многих регионах «могут побудить правительство к нерыночным методам прямого регулирования цен на бензин и нефтепродукты». «Это было бы очень опасным, неправильным, поэтому правительство должно быстрее пойти на рыночные меры, а именно изменение процедур взимания налогов, пошлин и антимонопольные меры», – подчеркнул финансист.

По мнению аналитика ИК «Баррель» Анастасии Елизовой, административные методы борьбы с ростом бензиновых цен не так уж страшны. «Ситуацию могло бы спасти переложение нагрузки с налога на добычу полезных ископаемых на экспортную пошлину», – сказала специалист «НИ». Это, по ее мнению, может повысить экспортные цены на нефть, однако снизит рост внутренних цен.

Специалисты предрекали, что, если они не пойдут на убыль, то к концу года бензин будет стоить уже более 22 руб. за литр. «Уже к концу осени цена на бензин марки АИ-95 может превысить 20 руб. за литр», – сообщил «НИ» председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. По его словам, недалек тот момент, когда волна от нынешнего подорожания топлива докатится до всей структуры потребительских расходов населения. Практика показывает, что временной лаг инфляционного воздействия роста цен на энергоресурсы в нашей экономике составляет примерно три месяца. А значит, как раз к началу следующего года даже «безлошадное» население почувствует дороговизну бензина в полной мере.

К вечеру ситуация стала проясняться. «ЛУКойл» заявил, что со вчерашнего дня и до конца 2005 года компания фиксирует розничные цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС во всех регионах России. Напомним, что с декабря 2004-го по май 2005 года «ЛУКойл» уже снижал в одностороннем порядке на 5% и «морозил» розничные цены на бензин и дизтопливо на своих заправках. Заморозка не помогла, поскольку, по версии компании, она «столкнулась с непониманием со стороны некоторых государственных органов и сопротивлением со стороны конкурентов».

К концу дня на совещании в Минпромэнерго решение не повышать до конца года цены на нефтепродукты приняли представители других российских ведущих нефтяных компаний. Чем подобное госрегулирование закончилось на Украине, известно: черным рынком, очередями на бензоколонках, хаосом в экономике и отставкой правительства.

"