Posted 19 августа 2003,, 20:00

Published 19 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Бегство от денег

Бегство от денег

19 августа 2003, 20:00
Частные компании боятся подавать заявки на конкурс по выбору «пенсионных» управляющих

Первый этап пенсионной реформы в России с треском провалился. На состоявшемся вчера семинаре для управляющих компаний замминистра финансов Белла Златкис сообщила сенсационную новость: оказывается, ни одна компания не подала пока заявку на участие в конкурсе по выбору управляющей компании для инвестирования пенсий. Это значит, что все сроки проведения реформы сдвигаются в лучшем случае на несколько месяцев, а в худшем – на неопределенный период. А инвестировать накопительную часть пенсий по-прежнему будут государственные структуры в лице ПФР.

Если верить российским чиновникам, то во всем виноваты частные компании. Им в полном соответствии с законом была предоставлена возможность подать заявку на участие в конкурсе по выбору УК. Однако вопреки прогнозам компании не встали в очередь в Минфин. «На сегодняшний день в Министерство финансов РФ не было подано ни одной заявки на участие в конкурсе по отбору управляющих компаний для инвестирования средств пенсионных накоплений граждан», – сообщила замминистра финансов Белла Златкис. По ее словам, это не трагедия и не повод для панических прогнозов: просто никто из участников финансовых рынков не хочет первым попасть «на ковер» в Минфин. «А ведь мы все равно будем проверять всех с одинаковой строгостью, независимо от того, в какой день и в какой очередности была подана заявка», – пояснила Белла Златкис.

Представителей УК эти слова не успокоили, а встревожили еще сильнее. «Действительно, мы пока не подавали заявку на участие в конкурсе управляющих компаний, и, насколько нам известно, ни одна другая компания также не делала этого, – сообщил «Новым Известиям» вице-президент управляющей компании «АТОН» Вадим Сосков. И, по его словам, замминистра финансов Белла Златкис абсолютно права в оценке причин этой задержки. Компании, претендующие на право управлять деньгами будущих пенсионеров, действительно боятся, что их станут слишком строго проверять на профпригодность. «В соответствии с законом любой участник рынка может подать заявку и участвовать в конкурсе. Однако на практике есть разъяснения Минфина о том, как будет проводиться проверка документации компании. И, честно говоря, эти разъяснения пугают компании, так что они предпочитают проверить все до последней запятой и только после этого передавать документы в Минфин. Слишком много сил было потрачено на подготовку к участию в конкурсе, на организацию деятельности компаний, чтобы перечеркнуть все это из-за оплошности или небрежности», – считает Вадим Сосков. К тому же участники финансовых рынков твердо уверены: российские власти всегда найдут к чему придраться, было бы желание.

Беда, по мнению экспертов, в том, что такое желание как раз есть. Правительственные структуры не заинтересованы в том, чтобы накопительная часть пенсий россиян попала под управление частных компаний. Ведь в этом случае львиная доля пенсионных денег будет инвестирована в корпоративные акции и облигации, в то время как ПФР сейчас вкладывает эти средства преимущественно в ГКО и российские еврооблигации. Иными словами, пока конкурс среди УК не проведен, деньги остаются в ведении ПФР и используются для рефинансирования внутреннего и внешнего долга. После того как частные компании получат контроль над пенсионными накоплениями, «сладкая жизнь» для правительства закончится, и средства перетекут с рынка гособлигаций на корпоративные рынки. А речь, по самым приблизительным и скромным оценкам, идет о 4–5 млрд. долларов в первый год действия новой пенсионной системы, и о 7–10 млрд. долларов через два-три года.

«Понятно, что утратить контроль над этими средствами не в интересах российских финансовых властей. Однако также понятно и то, что проведение пенсионной реформы необходимо и что частные компании смогут управлять пенсионными деньгами более эффективно, чем государственные организации», – считает президент «Паллады Эссет Менеджмент» Элизабет Хиберт. Поэтому, по ее мнению, проведение конкурса по выбору УК должно состояться в любом случае. Эксперты только сожалеют о том, что из-за осторожности компаний и «жесткости» Минфина россияне получат возможность выбрать УК позже, чем это планировалось. «Это, конечно, не трагедия, и я не стал бы говорить о срыве реформы. Однако хорошего в происходящем мало, так как все более неясными становятся сроки проведения процесса реформы», – считает Вадим Сосков.

Между тем российские чиновники объясняют все иначе: по их мнению, придирчивость и даже жесткость при отборе УК необходима, так как речь пойдет о будущем всех российских пенсионеров. Необходимо убедиться, что репутация компании действительно безупречна, а ее намерения долгосрочны, и только после этого ей можно доверить пенсионные средства, считают они. В противном случае в России возникнут новые пирамиды по типу МММ, только строиться они будут на пенсионных деньгах и ударят прежде всего по тем, кто отдаст средства под управление частным УК. Стоит отметить, что Минфин вопреки расхожему убеждению в данном случае не перестраховывается. И это при том, что даже в экономически развитых странах не редки случаи, когда пенсионные фонды и управляющие компании заявляют о финансовых трудностях и разорении. В России, где финансовые рынки развиты слабо и очень сильны спекулятивные интересы, вероятность подобного развития событий тем более высока.

"