Posted 20 июня 2016,, 10:41

Published 20 июня 2016,, 10:41

Modified 8 марта, 02:10

Updated 8 марта, 02:10

Ниже минимума

Ниже минимума

20 июня 2016, 10:41
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ в первом квартале 2016 года выросла до 22,7 млн. человек по сравнению с 14,4 млн. в четвертом квартале 2015 года. Эта информация содержится в свежих сводках Росстата.

Число граждан с доходами ниже прожиточного минимума составило 15,7% от общей численности населения, говорится в материалах статистического ведомства. При том что за квартал цифры по бедности резко выросли, в годовом измерении они практически не изменились. В первом квартале 2015 года этот показатель составлял 22,9 млн. человек, или 15,9%.

Напомним, что в конце мая помощник президента России Андрей Белоусов заявил, что в России с начала кризиса появились почти 5 млн. «новых бедных людей», и это очень серьезная проблема для экономики страны. Он отметил, что количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в марте на уровне 10187 рублей в месяц, достигло 13% населения. Тогда как до кризиса таковых было 10%. По мнению представителя Кремля, для возвращения уровня бедности к докризисному показателю потребуется несколько лет.

Между тем в мае Минэкономразвития спрогнозировало рост числа бедных до 13,7% в конце 2017-го. Пикового значения – 13,9% – уровень бедности достигнет в 2018 году. По оценке главного экономиста Внешэкономбанка Андрея Клепача, падение реальных доходов и зарплат населения в России в ходе нынешнего экономического кризиса стало беспрецедентным. «Мы с 90-х годов такого шока не имели», – констатировал г-н Клепач в марте.

Как отметил в беседе с «НИ» член совета Конфедерации труда России, бывший замминистра труда и занятости РФ Павел Кудюкин, значительную долю прироста бедных дают так называемые работающие бедные: «У них невысокие зарплаты, поэтому их семьи получают душевые доходы ниже прожиточного минимума. Есть целый ряд отраслей, где такое явление наблюдается: сельскохозяйственные предприятия, легкая промышленность. Как всегда, это и многодетные семьи, которые наиболее чувствительны к изменениям экономической конъюнктуры и динамики доходов и цен».

Директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, отвечая на вопрос «НИ», много или мало в России бедных, сказала так: «Конечно, все относительно. Бывали времена, когда бедных насчитывалось намного больше. У нас в 1999–2000 годах треть населения считались бедными – около 50 млн. человек. Но нынешнее увеличение числа бедных – тревожный сигнал».

По мнению эксперта, основная причина бедности сегодня – это инфляция. Для бедных она на 2–3% выше средней – потому что цены на продукты потребления бедных людей растут сильнее, чем средний индекс потребительских цен. Вторая причина – это медленный рост номинальной зарплаты, которая перестала опережать инфляцию. Третий фактор бедности – это слабая социальная защита семей с детьми.

«Впервые за годы постсоветского развития кризис оказался труднее для жителей крупных городов. Потому что именно в крупных городах сконцентрированы наиболее пострадавшие бизнесы – торговля и строительство», – считает г-жа Овчарова.

По оценке Всемирного банка, из-за ограниченности бюджетных ресурсов поддержка наиболее уязвимых слоев населения России вряд ли будет массовой и существенной. Напоминая, что задачу сокращения бюджетного дефицита Минфин решает во многом за счет социальной сферы, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева предупреждает: «Нельзя экономить на борьбе с бедностью. Нужно не сокращать расходы на эту проблему, а искать ресурсы, чтобы помогать людям вырваться из этой ловушки, потому что расхлебывать последствия будет многократно дороже».

"