Posted 19 июня 2006,, 20:00

Published 19 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:14

Updated 8 марта, 09:14

Португалию не догнать

Португалию не догнать

19 июня 2006, 20:00
Программа развития ООН вчера представила доклад по СНГ, в котором ситуация в регионе оценивается как тяжелая. Россию международные аналитики также отнесли к числу стран с низким уровнем и продолжительностью жизни, высокой детской смертностью (особенно на Кавказе), тяжелой экологической ситуацией и множеством других се

Если верить авторам доклада ПРООН, в России более 40% населения (вдвое больше, чем в Португалии, которую мы хотим догнать) живут за чертой бедности, которая отсчитывается от 4,3 доллара по паритету покупательной способности (ППС) в день. Правда, это данные за 2003 год – подобные публикации всегда опаздывают. Как признают авторы доклада, сегодня уровень бедности у нас несколько ниже. Однако, по данным Росстата, в 2003 году уровень бедности составлял вдвое меньше – 20,3%, а в 2004 году (последние данные) – 17,6%.

Как сообщили «НИ» в Росстате, разница в критериях оценки связана с разными задачами, которые ставят перед собой исследователи: специалисты ООН пытаются сравнивать уровень развития разных стран, а наша госстатистика отслеживает именно российскую динамику. Вот и получается, что Росстат рапортует о снижении нищеты, в то время как во всем мире бедными уже считают тех, что по нашим меркам – крепкий средний класс.

Российский бедный – это тот, кому не хватает на 4 кг бобовых в год, на одни брюки на 4 года и, например, на 10 трусов за этот же период. А российскую женщину не признают бедной, если ей удается приобрести, скажем, более 2 бюстгальтеров за три года. «Я, конечно, не хожу в одних и тех же ботинках по пять лет», – объяснила «НИ» сотрудница Росстата, – просто наша черта бедности – это уровень, при котором человек способен существовать и находиться в работоспособном состоянии». Работать действительно можно и не меняя нижнего белья, и статистика при таком подходе выглядит весьма оптимистично. Бедность снижается – пусть и медленнее, чем растут цены на нефть, но зато стабильно: примерно 3% в год.

В Министерстве здравоохранения и социального развития полностью доверяют данным Росстата – впрочем, другими данными там и не пользуются. «Всем этим оценкам Всемирного банка и ООН просто нельзя доверять, они непрофессиональны, – решительно заявила «НИ» замдиректора департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Наталья Антонова. – Мы и сами-то не знаем точно, а уж они и подавно не могут в этом разбираться. Все эти 40% ниже черты бедности – полная ерунда. Сравнивать Россию с другими странами просто невозможно, все эти сравнения будут надуманными из-за разницы в условиях жизни и методик анализа. Например, в России климат намного холоднее, чем в какой-нибудь Португалии, требуется больше продуктов, одежды, гораздо выше расходы на коммунальные услуги. 4 доллара в день – слишком мало для России».

Основной автор доклада ПРООН, экономист Яцек Цукровский, который сейчас представляет свое исследование на конференции в Вене, объяснил «НИ», что разница между официальной российской позицией и позицией ПРООН заключается не столько в разных данных, сколько в разных выводах. Доктор Цукровский тоже замечает положительную динамику развития в России и СНГ в целом, но в отличие от наших чиновников сопоставляет эти данные со многими другими показателями и процессами. «Проблема России в том, что ее рост не обеспечивается ничем кроме роста цен на нефть – это угроза устойчивому развитию. Сейчас в России растет уровень жизни, особенно на фоне азиатских стран СНГ, где ситуация намного сложнее и даже хуже, чем во многих африканских странах. Но в долгосрочном периоде – процветание России может оказаться под угрозой», – сообщил эксперт.

Специалист рассказал также, что, когда ООН формулировала Цели развития тысячелетия, особое внимание уделялось проблеме качества управления, и от этого фактора зависит устойчивость развития. «Пока, по данным Transparency International и других исследовательских институтов, ситуация с управлением в СНГ удручающая, – констатирует г-н Цурковский. – Как организация СНГ существует только номинально, а внутри каждой из стран есть серьезные проблемы с коррупцией и дефицитом демократии. Где-то ситуация лучше, как на Украине, где-то хуже, как в Белоруссии и Туркменистане, но в целом эта проблема стоит везде, и она реально угрожает устойчивому развитию. Я сам поляк, мы тоже когда-то строили коммунизм и все, казалось, идет хорошо – помните, чем это закончилось?»

"