Posted 19 мая 2004,, 20:00

Published 19 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

«Дружили» два товарища

19 мая 2004, 20:00
3 февраля 1997 года вышло постановление кабинета министров Республики Татарстан о развитии рынка ценных бумаг предприятий, имеющих большое значение для экономики республики. В соответствии с ним крупнейшие предприятия региона должны были работать на фондовом рынке с компаниями, уполномоченными государством. Так в истор

В апреле 1997 года НКНХ зарегистрировало коммандитное товарищество (КТ) «Нижнекамскнефтехим и компания». КТ – редкая для России форма собственности. В нем есть вкладчики, а есть полные товарищи. Вкладчики обладают правами на дивиденды от собственных вкладов и не ведут никаких дел, а полные товарищи осуществляют от имени КТ предпринимательскую деятельность.

В уставной капитал товарищества были внесены акции работников предприятия, которые были получены ими при приватизации. Вкладчиков, таким образом, насчитывалось 19 тыс. человек. Всего КТ было собрано 11% акций. Полными товарищами стали само НКНХ, владеющее 51% акций, и компания ЗАО «АйБиЭйч». Однако когда ее вводили в товарищество, в уставных документах то ли по недосмотру, то ли «по дружбе» записали, что ведением всех дел КТ занимается ИК «АйБиЭйч». Именно этот пункт в документах стал в дальнейшем причиной многих судебных разбирательств.

Уже в 1997 году ЗАО «АйБиЭйч» предприняло попытку продать на сторону акции ОАО «Нижнекамскнефтехим». Однако регистратор акций этого не допустил. В 1999 году ЗАО ИК «АйБиЭйч» было ликвидировано, и вместо него в КТ было введено ООО ИК «АйБиЭйч». При этом принципиально поменялись собственники: Александр Подлесов, бывший в ЗАО директором, в ООО стал собственником вместе с Николаем Левичевым.

С этого момента компания не только перестала помогать комбинату, но и полностью перестала информировать о деятельности КТ своего второго товарища. Дошло до того, что «АйБиЭйч» стала отказывать представителям комбината в выдаче необходимых документов, игнорируя собрания директоров.

В 2000 году правление ОАО «Нижнекамскнефтехим» приняло решение о скупке акций предприятия, находящихся в свободном обороте, на КТ. Благодаря этому количество акций увеличилось до 18,3%. Однако совершенно случайно руководство НКНХ узнало, что и «АйБиЭйч» скупает акции комбината через посредников. Объяснить, на чьи деньги «товарищ» это делает, господа Подлесов и Левичев отказались.

В мае 2003 года НКНХ начинает проверку деятельности КТ. Однако оказывается, что офис товарищества переехал в другое помещение, о чем второй полноправный товарищ не был уведомлен. По новому адресу представители комбината даже не были допущены в офис, хотя и выделяли деньги на деятельность КТ. Когда же представители «Нижнекамскнефтехима» все же вошли туда, оказалось, что половина документов просто-напросто исчезла. Но и оставшихся хватило для того, чтобы понять, что «АйБиЭйч» заключила несколько договоров с КТ, в соответствии с которыми перечислила на свой счет 5 млн. руб.

По фактам нарушения НКНХ обратилось в московский арбитражный суд – по месту расположения ответчика. В исковом заявлении «Нижнекамскнефтехим» потребовало отстранить от ведения деятельности товарищества фирму «АйБиЭйч» и исключить ее из КТ. Это было первое подобное дело в России: ранее в судах споры участников коммандитных товариществ не рассматривались. Суд первой инстанции безоговорочно признал правоту нижнекамцев.

«АйБиЭйч» подает на апелляцию. Суд второй инстанции НКНХ неожиданно проигрывает и само подает кассационную жалобу. За 15 минут до начала слушаний вдруг было объявлено, что состав суда заменен. Новый состав признал правоту действий фирмы «АйБиЭйч». Сейчас «Нижнекамскнефтехим» вынуждено обратиться в Высший арбитражный суд РФ о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

Параллельно с московскими судами НКНХ стало исследовать, как фирма «АйБиЭйч» оказалась в составе коммандитного товарищества. Изучили первичные документы. Оказалось, что компания далеко не случайно получила право на ведение всех дел товарищества и была введена в состав КТ с грубейшими нарушениями законодательства. Вкладчики подают в суд с требованием исключить «АйБиЭйч» из состава КТ и выигрывают его. Верховный суд Татарстана признал, что фирма «АйБиЭйч» была введена в состав коммандитного товарищества незаконно. Решение суда вступило в силу. На основании этого решения фирма «АйБиЭйч» была выведена из состава коммандитного товарищества.

Однако господа Левичев и Подлесов не успокоились. «АйБиЭйч» инициирует арест акций ОАО «Нижнекамскнефтехим», принадлежащих коммандитному товариществу. 27 апреля 2004 года Арбитражный суд Москвы в качестве меры обеспечения по иску кипрской компании Azul International Services Corp., связанной с «АйБиЭйч», наложил арест на акции, принадлежащие КТ.

В прошлом году было уже нечто подобное. Тогда в адрес КТ «Нижнекамскнефтехим и компания» поступил исполнительный лист на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 1 августа 2003 года о наложении ареста на акции ОАО «Нижнекамскнефтехим», принадлежащих КТ. Однако на обращение представителя КТ в этот суд был получен ответ, что в производстве Енисейского районного суда никогда не находилось гражданское дело по иску к КТ «Нижнекамскнефтехим и компания», указанному в полученном товариществом исполнительном листе. В связи с этим председатель Енисейского районного суда г-н Лукашенок сообщил, что исполнительный лист, в котором говорилось об аресте акций ОАО «Нижнекамскнефтехим», имеет все признаки фальсификации, и попросил вернуть его в суд без совершения исполнительных действий. В настоящее время МВД Татарстана возбудило уголовное дело по факту использования поддельного исполнительного листа.

Таким образом, представители «АйБиЭйч» перешли уже к явному подлогу документов. Чтобы замаскировать эту деятельность, Левичев и Подлесов уже продали фирму «АйБиЭйч» подставным лицам. В НКНХ считают, что события на этом не закончатся. Сейчас юристы «Нижнекамскнефтехима» готовятся обжаловать действия суда по аресту акций НКНХ.

"