Posted 19 апреля 2011,, 20:00

Published 19 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:34

Updated 8 марта, 06:34

И даром не надо

19 апреля 2011, 20:00
Вчера в Москве открылся Второй международный форум «Глобальное инновационное партнерство». На него приехали делегации ведущих европейских венчурных фондов и бизнес-лидеров, которым было объявлено, что во встрече с ними будут участвовать министры экономразвития и образования Эльвира Набиуллина и Андрей Фурсенко, а также

Не только чиновники, но и ответственные за российский венчурный бизнес показали себя не слишком заинтересованными. Такая «ключевая фигура» от государства, как председатель правления ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс, в зале показался ровно настолько, чтобы успеть произнести по-английски короткую вежливую речь, после чего незамедлительно исчез. Организаторы форума не заметили среди присутствующих и Виктора Вексельберга, президента фонда «Сколково», заявленного как минимум на выход к прессе, и вообще были явно расстроены. Из семи заранее подтвердивших участие «спикеров» к журналистам явились только двое: гендиректор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян и Джордж Ноель, глава Европейской ассоциации прямых и венчурных инвесторов. К нему, кстати, вообще не может быть претензий – он привез с собой команду из представителей 25 ведущих европейских венчурных фондов для детального знакомства со страной и условиями для их бизнеса.

То, что знакомство с представителями власти с треском провалилось, журналисты обсуждали под дверью заседания, которое затянулось почти на два часа дольше заявленного. О чем так долго говорили «тени» наших министров с европейскими «капиталистами», так и останется загадкой. Любопытно, что даже Александр Луначев, инвестдиректор «Сколково» не был допущен в зал и топтался в коридоре, ожидая начала брифинга, на котором ему пришлось замещать своего начальника г-на Вексельберга.

На фоне такого начала весьма цинично прозвучали заезженные слова замминистра Фомичева о том, что Минэкономразвития усиленно бьется над улучшением инвестиционного климата и снятием административных барьеров в широком понимании – для бизнеса и для каждого конкретного человека, а также ждет не дождется, когда «европейские Smart Money потекут в российские проекты». Ответное заявление Джорджа Ноеля на оптимизм не настраивало. «Ваш президент начал такую кампанию по модернизации экономики и общества, которую уже невозможно остановить, – сказал он. – И даже кардинальные изменения в президентском кресле тут будут бессильны. Но нас настораживают ваши административные барьеры и репутация России – страны, очень проблемной для бизнеса, с непонятными правами на собственность». Олег Фомичев вынужден был признать: на сегодняшний день инвестиционная активность европейских компаний в России крайне низка – 5–6% вместо 50–60%. «Основная причина – неудобство ведения бизнеса, отсутствие конкуренции по причине высокой монополизации рынков, – пояснил он. – Но основная наша надежда на вступление в ВТО, куда мы должны попасть до конца этого года. ВТО станет жестким стимулом, который подвигнет нас на большие инвестиционные изменения».

Второй форум был организован для европейцев. Героями первого были американцы во главе с Арнольдом Шварценеггером. О том, что он принес нашим инновационным инвесторам, они говорят крайне неохотно. Игорь Агамирзян заявил, что не может раскрывать чужие коммерческие секреты, но добавил, что в конце 2010 года один из венчурных фондов РВК вошел в один из фондов Кремниевой долины. Но это – пример удачного устройства «крупных денег». Показательно и то, что журналисты так и не смогли услышать ответа на вопрос, какие еще символы инновационной России наши власти и фонды могут предложить иностранцам кроме «Сколково».

Доверия к этому мегапроекту, кстати, немного и в России. Совсем свежий опрос ВЦИОМа показал, что 56% наших граждан никогда и ничего о нем не слышали, а 29% и слышать слово «Сколково» не хотят. Каждый четвертый считает, что все бюджетные средства этого проекта будут разворованы, а 53% согласились с тем, что «поставленные задачи не будут реализованы в полной мере». Кстати, дорога от МКАД до Сколково, запущенная в эксплуатацию лишь девять месяцев назад, уже пришла в негодность и ездить по ней нельзя. Заключение экспертов: недоработана проектная документация, плохое качество строительных работ, использование дешевых материалов. Это всего лишь дорога в наш центр модернизации…

"