Posted 19 апреля 2010,, 20:00

Published 19 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:03

Updated 8 марта, 07:03

Накрыло пеплом

Накрыло пеплом

19 апреля 2010, 20:00
С самого начала торгов в понедельник отечественные фондовые индексы резко пошли вниз, в первую же минуту они потеряли более 1%, а впоследствии 3–3,5%. Индекс РТС опустился ниже уровня 1600 пунктов, который он покорил в начале месяца. Причиной падения, по мнению экспертов, стали негативный внешний фон и резкое снижение

Снижение индексов на российской бирже было вполне предсказуемым – в пятницу в минусе (от 1,1 до 1,6%) закрылись американские биржи, на которые мы традиционно привыкли ориентироваться. Но наши темпы падения были куда выше, уже к середине дня индексы РТС и ММВБ потеряли более 3%. Вместе с нами вниз шли также вся Азия и Европа. В качестве основной причины западные аналитики называли скандал с инвестиционным банком Goldman Sachs, который американские власти обвинили в злоупотреблениях при проведении операций с деривативами. Обвинения и масштаб злоупотреблений настолько серьезны, что могут спровоцировать масштабную коррекцию на рынке акций.

Однако у Европы, а вместе с нею и у нас был и другой повод для беспокойства – извержение исландского вулкана Eyjafjallajoekull, парализовавшее работу воздушного транспорта Старого Света. Это принесло огромные убытки авиаперевозчикам и привело к падению котировок их акций, которые теряли в цене значительно быстрее всех остальных ценных бумаг, в среднем в пределах 5%. По оценкам Международной организации гражданской авиации, потери авиалиний могут превышать 200 млн. долларов в день. Эксперты уже заявили, что вулкан значительно замедлил выход европейской экономики из кризиса, а глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу распорядился создать специальную рабочую группу, чтобы «полностью оценить экономический ущерб от распространения вулканического пепла».

Досталось от вулкана и России. По словам руководителя отдела биржевого рынка крупной инвестиционной компании Сергея Дорогавцева, основной причиной падения отечественной биржи стало снижение цены нефти на мировых торговых площадках. «Brent подешевела на 3,2%, что достаточно существенно, – заметил он «НИ». – Существует мнение, что нефть снижается на негативных новостях о том, что из-за извержения вулкана было отложено большое количество авиарейсов и спрос на авиационное топливо в последнюю неделю снизился».

Доцент кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ Александр Аршавский также выделяет как рыночный фактор закрытие воздушного пространства. «Если погодные условия в Европе долго не восстановятся, есть возможность падения спроса на авиакеросин, и потому рыночные игроки сыграли на понижение, – пояснил он «НИ». – Это не столько экономический, сколько психологический фактор. 15 апреля был максимум – 87,7 доллара за баррель марки Brent, после этого он пошел вниз, сначала плавно, потом резко. Кроме того, если прогнозы по восстановлению авиации пока неутешительны (а убытки у них большие), то через сопряженные сферы это отзовется и в других секторах». Кроме того, по словам эксперта, рынок был несколько перегрет, он демонстрировал высокий рост без каких-либо экономических побед, а в такой ситуации малейшая негативная новость может повлечь за собой его разворот.

По словам Сергея Дорогавцева, пока происходящее на российской бирже выглядит как коррекция. «Но если рынок пойдет ниже, вполне вероятно, что он может дойти до отметки 1500 пунктов по РТС. На этом уровне будет сильная поддержка, и он там, скорее всего, остановится. Но, если пойдет еще ниже, надо готовиться к более глобальной коррекции, хотя пока причин для беспокойства нет». По мнению специалиста, ситуация в Европе будет и дальше влиять на наш рынок, потому что западные площадки всегда были ориентиром для нас. Если они будут снижаться, российские индексы последуют за ними.

От извержения вулкана теряют не только цены на нефть и биржевые индексы. Как выясняется, большие убытки терпят, например, кенийские цветоводы (порядка 2 млн. долларов в сутки), на долю которых приходится около 35% импорта цветов в страны ЕС. Несут потери также фермеры Северной и Южной Америки, Израиля, Турции и ряда стран Африки, так как значительная часть их скоропортящейся продукции доставляется в Европу по воздуху. Крупнейший туроператор Старого Света TUI Travel ежедневно теряет 5–6 млн. фунтов стерлингов из-за перебоев в авиасообщении. Находящаяся в критической финансовой ситуации Греция страдает из-за значительного снижения числа туристов, которые не могут до нее долететь.

А вот Россия в этой ситуации может даже выиграть, считает г-н Аршавский. «У нас единственная отрасль, которая серьезно страдает, – пассажирские перевозки. Основное грузовое сообщение с Европой идет железнодорожным и автомобильным транспортом, – отметил эксперт. – От них товары идут по земле, а у нас основной экспорт идет по нефтегазовой трубе, на которую вообще ничего не влияет. Могут выиграть наши наземные грузоперевозки. Те же прерванные воздушные маршруты из Европы в Японию и Китай, могут пойти через нас по земле или по морю».

"