Posted 19 апреля 2005,, 20:00

Published 19 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:37

Updated 8 марта, 02:37

Альмира Кожахметова

Альмира Кожахметова

19 апреля 2005, 20:00
Ленивые и сытые

С экрана телевизора опять прозвучало любимое наше слово «стабильность». И произнес его человек, который просто так не болтает, – Анатолий Чубайс. Главный энергетик был уверен и румян, он рубил рукой воздух и говорил про то, что в стране дела с экономикой хороши как никогда. Золотовалютных резервов у нас очень много, в стабилизационном фонде еще больше. У всей Европы, вместе взятой, таких денег нет. А на валютном рынке какой покой, какая стабильность – чудо! И не важно, что всего полгода назад, в сентябре 2004-го, другой чиновник перепугал страну заявлениями о том, что война на пороге, враг у ворот, в каждом доме и каждом подъезде. Проехали, у нас опять стабильность.

Ему это зачем-то срочно понадобилось, Анатолию Чубайсу, появляться в телевизоре. Он и появляется. Одна лексика чего стоит: «Да, мы питерские, у нас руки длинные». Этим «мы» Чубайс накрепко связывает себя понятно с кем и зачем-то очень хочет показать, что он тоже такой «отдельный» человек. Да и бог бы с ним, каждый решает свои проблемы, как умеет. Дело в другом: нет сегодня в России политика, чиновника, бизнесмена, который не побоялся бы сказать правду о том, что на самом деле происходит в экономике страны. Когда об оттоке капитала или спаде инвестиций говорят Андрей Илларионов и Михаил Касьянов, все время кажется, что это им зачем-то нужно, что их попросили об этом сказать. Что на этом они тоже будут строить некий пиар, как Чубайс – на собственном восторге от размеров общегосударственной «заначки». Когда о тенденции к экономическому спаду говорит Герман Греф, это воспринимается как часть его затянувшейся борьбы с Михаилом Фрадковым. Другой либерал – Алексей Кудрин – вообще ограничивается теперь соцобязательствами вроде: «Даешь конвертируемость рубля к 2007 году».

Вот и получается, что не видно на горизонте ни одного приличного человека, который бы четко и внятно сказал следующее. Сверхблагоприятная мировая конъюнктура – то есть рекордно высокие цены на нефть, доходы от продажи которой наполняют бюджет, – не использована российским правительством никак. Экономической политики нет, реформы – от пенсионной до перестройки естественных монополий – провалены с треском. И самое страшное, темпы роста промышленного производства, которые должны, по идее, наращиваться (ну, ту же нефть мы качаем утроенными усилиями), наоборот, неуклонно снижаются. В 2003 году темпы экономического роста выросли с 3% годовых до 9%, продержались на этих сияющих высотах целых шесть месяцев и рухнули к началу 2005 года. Как в насмешку – до тех же самых 3%. То есть 2 года, которые в мировую историю будут вписаны как годы нефтяного пиршества, для России навсегда останутся временем утраченных возможностей. А вовсе не периодом стабильности, которой гордится товарищ Чубайс.

Что интересно, все эти экономические провалы не приводят ни к каким последствиям (из двух потерянных лет один год кабинетом руководит Михаил Фрадков, но что-то не похоже, что для него вопрос возобновления темпов экономического роста – тема жизни и смерти). Более того, убаюкивающие звуки нефтяного водопада заворожили тех, кто отвечает за выработку экономической политики. Алексей Кудрин заявил недавно в Лондоне, что Россия уже лет через двадцать войдет в первую десятку стран, где показатель ВВП на душу населения крайне высок. Но пока, как ясно из опубликованного в понедельник доклада Всемирного банка, мы покоимся на 97-м месте. Чтобы реализовать мечту Кудрина, нам нужен ежегодный рост ВВП 7–8% в год. Откуда он возьмется, если страной будут править жадность и глупость? Дошло до того, что директор Европейского департамента МВФ Майкл Депплер прислал Михаилу Фрадкову письмо, в котором предупредил, что экономического роста Россия может не ждать, если правительство будет и дальше, вместо того чтобы делом заниматься, просто раздувать бюджет за счет нефтяных денег. Лениво и сыто. Депплер совершенно справедливо говорит о том, что это раздувание приведет к росту инфляции и импорта, а также дальнейшей деградации внутренних (не сырьевых) отраслей промышленности.

Какой будет реакция кабинета, можно легко предсказать: Фонд пошлют куда подальше, поскольку в советах постороннего Россия больше не нуждается.

"