Posted 19 апреля 2004,, 20:00

Published 19 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Достанется всем

Достанется всем

19 апреля 2004, 20:00
23 апреля Госдума должна принять сразу в трех чтениях самый дорогой пакет законопроектов – о повышении налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. Таковы вчерашние рекомендации парламентского бюджетного комитета. Правительство настояло, чтобы нефтяные налоги были рассмотрены депутатами раньше прочих, ведь цена вопроса – 5

Суть претензий государства к нефтяникам не сводится к тому, что высокая мировая цена на нефть позволила им скопить сверхдоходы, не прилагая к этому никаких усилий. Больше правительство раздражено нерациональным, на его взгляд, использованием этих денег. Как говорится в пояснительной записке к нефтяному пакету, неэффективным использованием могут быть признаны выплаты дивидендов в чрезмерных размерах и вложения в непрофильные активы. В прошлом году нефтяники умудрились потратить на эти цели 5,6 и 5,5 млрд. долларов соответственно.

Именно «не туда потраченные» деньги правительство считает возможным изъять и положить, например, в стабилизационный фонд. «Без заметного ущерба» Минфин надеется снять с нефтяной отрасли 1,5 млрд. долларов, если нефть будет стоить 24 доллара за баррель, а то и 2,5 млрд. при цене 27 долларов за баррель.

Если нефтяной пакет будет принят в пятницу, то уже с июля нынешнего года в шкале экспортной пошлины должен появиться дополнительный интервал: при цене нефти от 20 до 25 долларов за баррель ставка пошлины составит 45%. А если цена будет выше 25 долларов за баррель, экспортеру придется отдать в бюджет 65-процентную пошлину.

Одновременно с пошлиной возрастет налог и на углеводородное сырье на внутреннем рынке. Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) со следующего года увеличится с 347 до 400 руб. за тонну нефти. Плюс к этому, чтобы не допустить фактического понижения ставки при укреплении рубля, в формулу ее расчета будет введена инфляционная составляющая.

Сверхдоходы нефтяной отрасли имеют, несомненно, рентный характер. Напомним, что рента возникает тогда, когда пользователь природных ресурсов получает прибыль не в результате своих действий, а благодаря специфическим свойствам самого ресурса. С учетом этого получается, что эти нефтяные сверхдоходы логичнее было бы изымать исключительно за счет НДПИ. Ставка этого налога устанавливается в расчете на 1 тонну добытой нефти, а объем добычи государство в достаточной мере контролирует благодаря монополии на транспортировку. Теоретически изменение формулы НДПИ позволяет изымать значительную часть дополнительного дохода строго пропорционально росту мировой цены на нефть. Вплоть до полного изъятия прибыли, получаемой компаниями от роста мировой цены выше определенного уровня.

Однако реализация такого подхода привела бы к росту внутренних цен на нефтепродукты, а значит, к подорожанию потребительской корзины. Именно поэтому решено было остановиться на комбинированном варианте: на две трети налоговая нагрузка возрастет за счет увеличения вывозной таможенной пошлины и на одну треть – за счет увеличения НДПИ. При этом объем дополнительного изъятия будет прогрессивно увеличиваться с ростом мировой цены на нефть. А при сравнительно низких ценах (ниже 18 долларов за баррель) совокупная сумма налога, по расчетам Минфина, должна опуститься даже ниже существующего ныне уровня.

Пока еще есть вероятность, правда, крайне малая, что пропорция увеличения нагрузки будет немного изменена. Некоторые депутаты считают, что даже одна треть за счет НДПИ может оказаться опасной для цен внутри страны, и предлагают 3/4 сверхдоходов изымать с помощью пошлин. Сами же нефтяники утверждают, что повышение розничных цен неизбежно. Отрасль, по их словам, и так, как только может, сдерживает цены на самые «народные» бензин и дизтопливо, на которые непрерывно повышаются акцизы. Жалуются они и на рост тарифов за транспортировку и электроэнергию. Как уверяют лоббисты отрасли, громадные сверхприбыли в нефтяном бизнесе – это миф, а налоговая нагрузка на него и так ежегодно растет. Если в 1999 году бюджет изымал 30 долларов с тонны, то в 2003 году – уже 66 долларов. Экспорт же, по его заверениям, нефтянка использует лишь для того, чтобы сохранить рынок сбыта летом, когда внутри страны потребление падает.

Правда, год назад российская «Юралс» стоила чуть выше 21,5 доллара за баррель, теперь – больше 30 долларов. Иначе говоря, с каждой экспортированной тонны углеводородного сырья нефтяники сейчас получают на 60–62 доллара больше, чем на эту же дату прошлого года. Так что жировая прослойка у нефтяников, что бы они ни говорили, все же имеется. Другое дело, что нефтяные компании всегда компенсировали уменьшение доходов от экспорта сырья увеличением цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. Понятно, что к этому средству они прибегнут и на этот раз. Но справедливости ради стоит напомнить, что рост их доходов от экспорта почти никогда не приводил к снижению цен на бензин и дизельное топливо внутри России. Как правило, после очередного подорожания нефтепродуктов цифры на ценниках, независимо от улучшения экспортной конъюнктуры, уже не менялись.



КОММЕНТАРИИ

Наталья БУРЫКИНА, глава налогового подкомитета Госдумы:

– Рабочая группа по подготовке налогового пакета поддерживает идею изъятия сверхдоходов, правда, считает, что при одновременном повышении ставок акцизов, уже запланированном на следующий год, предлагаемое повышение НДПИ может вызвать превышение прогнозируемого роста инфляции и связанные с этим негативные социальные последствия. Встанет вопрос о реальном наполнении предполагаемой в рамках пенсионной реформы замены денежной компенсацией социальных льгот пенсионеров.

Дмитрий БЕЛОУСОВ, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

– Не исключено, что в ближайшее время будут расти инвестиционные потребности нефтяной и трубопроводной отрасли. Поэтому пространство для изъятия дополнительных налогов в этом секторе сужается. Тот факт, что большинство российских компаний долгое время не вкладывали значительных ресурсов в разведку и обустройство новых месторождений, не говорит о том, что так будет всегда. Из-за истощения старых запасов и для поддержания добычи на должном уровне в разработку придется вложить, по меркам западных компаний, не 17 долларов на тонну, а 50–60.

"