Posted 19 марта 2006,, 21:00

Published 19 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

Приговор для маленьких

19 марта 2006, 21:00
В конце минувшей недели депутаты единогласно приняли поправки к федеральному закону «О банках». С 1 января 2007 года минимальный размер собственного банковского капитала должен быть 5 млн. евро в рублевом эквиваленте. По мнению экспертов, это приведет большую часть региональных банков к краху, в результате которого мож
Сюжет
Банки

Новые правила будут применяться лишь к создаваемым банкам. Для уже существующих есть небольшое послабление: они вправе продолжать работу и с меньшими деньгами, но при условии, что размер их капитала не будет снижаться на протяжении трех месяцев подряд. Если это все-таки произойдет, придется менять статус и объявлять себя небанковской кредитной организацией с минимально установленным капиталом в 500 тыс. евро, иначе ЦБ просто лишит нарушителя лицензии. Новые требования относятся и к тем российским банкам, которые пожелают открыть филиал, представительство или дочернюю компанию на территории иностранного государства. Мало того, прежде чем это сделать, нужно будет получить позволение у ЦБ России, а также доказать, что капитал действительно не меньше 5 млн. евро.

Логика законодателей очевидна: нет денег – нет банка. И хотя до вступления закона в силу остается еще девять с лишним месяцев, они уже успели изрядно потрепать нервы банкирам. Дело в том, что в процессе принятия поправок произошел необъяснимый казус: в первом чтении законопроекта оговорка о том, что капитал не менее 5 млн. евро не обязателен для уже действующих банков, существовала, а ко второму чтению она куда-то пропала. Напуганные банкиры поняли это так, что те учреждения, у кого указанных денег нет, подлежат немедленному закрытию. Позже выяснилось, что кто-то из депутатов просто предложил убрать эту оговорку из текста. Однако благодаря оперативному лоббированию Ассоциации региональных банков «Россия», эту идею пропустили мимо ушей и приняли поправки в первоначальном виде.

Говорить о том, что банковское сообщество уже окончательно успокоилось, пока рано. Тем более что профессиональные объединения банкиров оценивают принятые поправки едва ли не с диаметрально противоположных позиций. «Мы довольны принятыми Госдумой поправками, оговорка в поправках присутствует», – гордо сообщает вице-президент АРБ «Россия» Ольга Масленникова. По ее словам, сегодня в стране все банки, которые ведут легальный бизнес, ежегодно увеличивают свой капитал на 1–2%. «При этом, – отмечает г-жа Масленникова, – тем банкам, которые сегодня не имеют внутреннего резерва в 5 млн. евро, а таких порядка 600, оговорка жизненно необходима». По ее оценке, их доля в общих активах составляет лишь 2–3%, и возможно, что лет через пять от них не останется и следа – их поглотят более крупные банки. «Однако пока они занимают свою нишу в России, и трогать их никто не собирается», – резюмирует г-жа Масленникова. А вот президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает принятый закон вредным. «Это вредная мера, в ней нет ни экономической, ни социальной, ни какой-то иной целесообразности, – заявил он. – Она создает условия нервозного состояния для банков с небольшим капиталом и не улучшает общую ситуацию с кредитным рынком».

По оценкам опрошенных «НИ» независимых экспертов, банки на территории нашей страны размещены крайне неравномерно. Из 1244 более половины находятся в Москве, остальные разбросаны по регионам. Аналитики полагают, что поправки станут смертным приговором для большей части региональных банков, которые не смогут конкурировать со столичными коллегами. И наличие оговорки, за которую так билась часть банкиров, положения не изменит. Вкладчики, увидев, что банки теперь уже сверху делят на маленькие и большие, достойные и недостойные, начнут изымать деньги, а это приведет к снижению активов. Во времена последнего банковского кризиса из-за этого лихорадило даже крупные столичные учреждения, что уж говорить о небольших и провинциальных. В результате в регионах из-за закрытия банковских офисов начнутся «провалы» в расчетно-платежных операциях. Доверия к банковской системе как таковой это, разумеется, не добавит.

"