Posted 19 февраля 2012,, 20:00

Published 19 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 02:29

Updated 8 марта, 02:29

И хочется, и колется

19 февраля 2012, 20:00
В конце прошлой недели первый замминистра иностранных дел Андрей Денисов сообщил, что РФ рассчитывает на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к концу 2013 года, на который выпадает российское председательство в «группе двадцати». Сама ОЭСР готова нас принять, но напоминает о требован

Напомним, ОЭСР – международная экономическая организация развитых стран, в которую входят 34 государства, в том числе большинство членов ЕС. ОЭСР уже сотрудничает с РФ с 1992 года, а в 1995-м Россия впервые заявила о желании присоединиться к организации, но в 1996 году нашу заявку отклонили. По словам Андрея Денисова, вступление в ОЭСР, как и присоединение России ко Всемирной торговой организации (ВТО), отражает наше «стремление интегрироваться в мировую экономику, стать частью того мира, который является нашим партнером».

В конце прошлой недели замминистра передал генеральному секретарю ОЭСР Анхелю Гурриа документ о присоединении РФ к международной конвенции по борьбе с подкупом чиновников. Согласно этому документу, Россия вводит уголовное наказание за подкуп и попытку подкупа иностранных должностных лиц, а также обязуется систематически проверять выполнение антикоррупционного законодательства иностранцами.

Через 60 дней, 17 апреля, Россия станет 39-м государством –членом конвенции ОЭСР. Но полноправным членом этой организации наша страна может стать самое раннее в 2013 году. Дело в том, что РФ выдвигается ряд требований, и пока правительство не решит проблемы с экологическим законодательством, иностранными инвестициями и применением законов, рассчитывать на присоединение не приходится.

Основные рекомендации российскому правительству базируются на либерально-рыночных предпосылках. Нам предлагают ускорить приватизацию в конкурентных секторах, усилить независимость судебной системы, отменить субсидии, ликвидировать административное давление на бизнес и политическое вмешательство в экономику. В частности, в качестве мер по увеличению энергоэффективности предлагается устранение вмешательства государства, которое приводит к установлению цен ниже рыночных, принятие новых инструментов, которые обеспечивали бы отражение в ценах негативных факторов, связанных со сжиганием горючих полезных ископаемых, усовершенствование структур тарифов в целях наилучшего отражения предельных издержек в ценах для потребителей. А долгосрочные бюджетные проблемы, возникающие в связи с демографическими тенденциями, эксперты ОЭСР предлагают решать путем уравнивания установленного возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин и постепенного его повышения в соответствии с увеличением продолжительности жизни.

Независимые эксперты полагают, что ожидания России вряд ли оправдаются в ближайшие два года из-за того, что РФ и страны–члены ОЭСР сильно различаются по ряду показателей. «По определению, эта организация, в которую входят высокоразвитые рыночные экономики. Россия же не подходит под это определение, поскольку добывающий сектор у нас определяющий. Даже несмотря на то, что перерабатывающий сектор и сфера услуг находятся на относительно неплохом уровне, экспорт энергоресурсов явно перевешивает», – объяснил «НИ» заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии, профессор Высшей школы экономики Алексей Скопин. По словам эксперта, благоприятная конъюнктура в мировой экономике (высокие цены на нефть) дают нам возможность приближаться к развитым экономикам мира по объемам, но по структуре экономики и по реальным доходам населения мы от них, наоборот, удаляемся. «То же самое и в институциональном развитии. В развитых странах власть устраняется от вмешательства в бизнес, а у нас процесс наблюдается противоположный», – отметил ученый.

По словам г-на Скопина, Россия в принципе может стать членом ОЭСР, но не раньше, чем через пять лет, а может быть, и позднее. «По ряду показателей мы находимся далеко позади других стран, входящих в организацию. Например, по экологическому законодательству мы вообще отстали от Европы на 150 лет. Даже в Москве мы видим сильнейшее природоохранное нарушение – уровень загазованности воздуха крайне высок. Чтобы претворить требования ОЭСР в жизнь, требует немало времени. Поэтому ожидания России очень оптимистичны», – убежден ученый.

"