Posted 19 февраля 2007,, 21:00

Published 19 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:42

Updated 8 марта, 08:42

Вино остается на полках

19 февраля 2007, 21:00
Вчера мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление о переносе сроков введения обязательного декларирования розничной торговли алкоголем на год. Теперь внедрять эту систему на столичном рынке будут лишь с 1 января 2008 года. Свое решение городские власти объясняют желанием подстраховаться и не допустить повторения алко

С 1 января 2008 года все торговые предприятия, продающие алкоголь в розницу, будут обязаны передавать в электронном виде сведения об ассортименте своей продукции и объемах продаж. Эту информацию чиновники будут проверять и сопоставлять с данными о продукции, поступающей на столичный рынок. Таким методом правительство столицы надеется вести борьбу с фальсифицированным алкоголем.

Напомним, что необходимые поправки в закон о лицензировании алкогольной продукции депутаты Мосгордумы приняли еще в декабре прошлого года. Мэр же установил, как это будет делаться. Документ предусматривает не только перенос сроков введения контрольной системы в столице, но и перемены в самом порядке торговли. Так, лицензионный сбор за торговлю алкоголем будет понижен в два раза, а получить лицензию можно будет за 15 дней вместо 30. Срок действия этой лицензии будет не 3 года, как сейчас, а все 5. Однако наряду с послаблениями для бизнеса есть в законе и ужесточения. В частности, за продажу спиртного несовершеннолетним торговое предприятие будет автоматически лишаться лицензии. Отнимут лицензию и за отсутствие на торговом месте сертификата качества алкоголя, а также за нарушение минимальных розничных цен.

Бизнес оценивает нововведения положительно. Как рассказал «Новым Известиям» владелец специализированного магазина на Профсоюзной улице, уже за перенос сроков введения декларирования можно поблагодарить чиновников. «В прошлом году, как только мы с друзьями открыли свою точку, на нас свалился алкогольный кризис. Нужно было выходить на окупаемость, а у нас полки пустые. Пришлось даже на время переквалифицироваться на продажу других продуктов, но убытков все равно не избежали. Если сейчас внедрение новых правил действительно перенесут, есть надежда, что к их исполнению чиновники по крайней мере успеют хорошо подготовиться, а не будут проводить эксперименты на нас», – рассказал он.

Директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз полагает, что Москва поступает более грамотно, чем федеральные власти, и не допустит повторения ошибок печально знаменитой единой государственной системы учета алкоголя (ЕГАИС). «Цель внедрения новой системы в том, чтобы каждый магазин отчитывался перед субъектом РФ в объемах своих продаж, – пояснил эксперт «НИ». – В некоторых регионах уже ввели обязательное декларирование, правда, не обошлось без проблем. В Приморье и Сибири, например, люди мучились из-за того, что нужно было ежедневно посылать отчетность. Москва в этом плане технически более оснащена, поэтому здесь процесс будет автоматизирован, а срок подачи деклараций, скорее всего, доведен до одного раза в месяц».

А вот директор по внешним связям комитета алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов особого смысла в новой системе вообще не видит. «Декларирование розничных продаж алкоголя фактически дублирует ЕГАИС. То есть по факту идет сбор данных по второму кругу. На мой взгляд, если есть уже одна государственная система, необходимость в декларировании отпадает», – подчеркнул специалист «НИ».

При этом некоторые эксперты опасаются, что контролирующие органы не смогут переварить столь большие объемы информации, ведь только в Москве реализуется свыше 1 млрд. бутылок в год. По словам специалиста, пожелавшего остаться неизвестным, толку от новой системы в борьбе с фальсификатом не будет никакого. «Доля нелегального рынка составляет сегодня 35%, и с этим никто не собирается бороться. И пока такое положение будет сохраняться, все попытки его «припудрить» будут безуспешными. Сама же система декларирования превратится в обычную статистику продаж», – предрекает эксперт.

"