Posted 20 января 2017,, 16:06

Published 20 января 2017,, 16:06

Modified 8 марта, 02:45

Updated 8 марта, 02:45

Иван Моисеев: все росийские космические двигатели - одноразовые

Иван Моисеев: все росийские космические двигатели - одноразовые

20 января 2017, 16:06
Руководитель Института космической политики Иван Моисеев в разговоре с «Экономикой сегодня» отметил: чтобы мы могли начать работу над созданием ракеты-носителя с вертикальным взлетом и посадкой, нужно сначала решить проблем с двигателями. Пока же их нет.

«Проект находится на эскизном уровне. Таких проектов очень много, но только небольшая часть из них доходит до практических работ. Что касается вертикальной посадки, то это интересная вещь. Дело в том, что SpaceX действительно нащупал определенный тренд в возможности многократного использования первой ступени, в первую очередь двигателя первой ступени.

Для того, чтобы успешно первую ступень посадить, необходимы соответствующие двигатели. Двигатели для ракеты Falcon, например, изначально были нацелены на многократное использование и длительный ресурс. У нас на сегодня все используемые двигатели являются одноразовыми.

Для того, чтобы мы могли начать работу над созданием ракеты-носителя с вертикальным взлетом и посадкой, нужно сначала решить проблем с двигателями. Пока же такую ракету мы можем нарисовать только на бумаге», - объясняет нам эксперт.

Как отмечает Моисеев, интерес к вертикальной посадке обусловлен не только вопросами экономической целесообразности, хотя этот момент действительно стоит на первом месте: «Ракетные пуски после внедрения этой технологии станут дешевле на 10-30%, а саму ракету-носитель можно будет использовать до 100 раз. Снижение стоимости ракеты осуществляется и за счет многократного использования двигателей.

Второе преимущество кроется в уменьшении полей падения. Сегодня на время запуска необходимо обеспечить безопасность в полях падения, что тоже требует дополнительных затрат. Хотя место для падения ракеты выбирают таким образом, чтобы там находилось минимальное количество людей, время от времени приходится выполнять мероприятия по эвакуации, по предупреждения населению. И третье преимущество – использование экологически чистой технологии. Обломки ступеней загрязняют местность».

Отмечается, что основным конструкционным материалом «Короны» должен стать углепластик. По словам нашего собеседника, композитные материалы уже давно считаются перспективными в ракетостроении. «Они имеют лучшие характеристики в сравнении с традиционными металлами, но при работе с ними потребуются дополнительные испытания.

Если с традиционными материалами все понятно, то с использованием углепластика и других новых конструкционных материалов могут возникнуть проблемы. Их возможности стоит детально изучить, прежде чем начать применять углепластик в ответственных узлах ракеты», - уверен Моисеев.

Стоимость разработки «Короны» по разным сведениям может составлять от 2,5 до 3 млрд долларов.

Полная версия материала представлена здесь.

"