Posted 19 января 2015,, 21:00

Published 19 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:53

Updated 8 марта, 03:53

«Меня здесь уже ничего не держит»

«Меня здесь уже ничего не держит»

19 января 2015, 21:00
Падение рубля представляет угрозу для экономик девяти соседних с Россией стран, пишет британская «Гардиан», ссылаясь на данные Всемирного банка. Согласно им государства, зависящие от денежных переводов из РФ от своих граждан, могут потерять в совокупности свыше 10 млрд. долларов в 2015 году. Издание отмечает, что для р

По информации Всемирного банка, от денежных переводов зависит 21% экономики Армении, 12% – Грузии, 31,5% – Кыргызстана, 25% – Молдавии, 42% – Таджикистана, 5,5% – Украины, 4,5% – Литвы, 2,5% – Азербайджана, 12% – Узбекистана. Речь не идет о переводах исключительно из России, однако именно наша страна играет в этой давно сложившейся практике ведущую роль. Очевидно, что в свете нынешней ситуации с рублем смысл пребывания в Российской Федерации для трудовых мигрантов в значительной степени теряется.

«На родине я собирался завести семью, но ради заработка в Москве пожертвовал этой своей мечтой, – заявил репортерам «Гардиан» таджик Азиз, работающий в авторемонтной мастерской на севере российской столицы. – Я отказался от возможности жить нормальной, полноценной жизнью. А сегодня я подумываю о возвращении домой. Пожалуй, пора, – меня здесь практически ничего не держит. В свое время единственным мотивом были деньги, но сейчас это уже не деньги».

По словам Азиза, еще в прошлом году основная работа плюс подработка в качестве таксиста-частника приносили ему ежемесячно около 60 тысяч рублей. Ныне же он доволен, если имеет половину этой суммы.

Стоит ли ожидать исхода гастарбайтеров из России? «Скорее всего, нет, – отвечает на вопрос «НИ» Гавхар Джураева, руководитель интеграционного центра «Миграция и Закон» (некоммерческая неправительственная организация, оказывающая бесплатную помощь трудовым мигрантам в РФ). – Едва ли эти люди станут уезжать в массовом порядке. Хотя бы потому, что боятся одного – навсегда потерять возможность вернуться. При этом, разумеется, многие между собой обсуждают такой вариант».

Есть и другая проблема, с которой трудовые мигранты столкнулись в России с нового года. Речь о получении специального патента: в течение 30 календарных дней с момента прибытия мигрант должен с этой целью обратиться в ФМС России.

Напомним, что с 1 января 2015-го действовавшая ранее система квотирования и разрешений на работу для «безвизовых» иностранцев отменена. Пребывать в Россию в порядке, не требующем визы, могут граждане стран постсоветского пространства, а также ряда государств дальнего зарубежья, с которыми заключены соответствующие международные соглашения – Турция, Сербия, Израиль…

По мнению специалистов, новая система содержит в себе как минимум один камень преткновения. «Задача законодателя в принципе понятна – облегчить бизнесу привлечение трудовых мигрантов, – говорит ведущий юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания» Лариса Науменко. – Но я думаю, этого сделать не удастся. Процедура трудоустройства бюрократизирована очень сильно, поскольку законодатель переложил необходимость подготовки и сбора пакетов документов с работодателя на мигрантов. Даже российские граждане не всегда могут собрать такой пакет и все правильно оформить без правовой помощи, а уж иностранец, который приезжает устраиваться, например дворником, тем более».

Кроме того, если раньше разрешение на работу можно было получить в течение 90 суток, то патент – только за 30 календарных дней с момента прибытия в Россию.

Между тем, как пишет британское издание, по мере подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, Россия будет нуждаться в еще большем, нежели сейчас, количестве трудовых мигрантов – ведь и стадионы, и отели, и дороги кто-то должен строить.

«Действительно, экономическая невыгода от пребывания в России может вынудить трудовых мигрантов вернуться на родину, – сказала «НИ» эксперт по вопросам внешней торговли Елена Хромова. – Для нашего рынка труда это тоже чревато проблемами: целый ряд если не отраслей, то подотраслей завязан на мигрантах. Нехватка дешевой рабочей силы возникнет в мелком производстве, на стройке, в городском хозяйстве».

Если же говорить о последствиях ослабления рубля для упоминаемых девяти стран, то, по мнению г-жи Хромовой, там вероятны любые последствия: «Ведь рубль падает относительно всех мировых валют». Как заметила собеседница «НИ», суммы, которые трудовые мигранты переводят домой, с трудом поддаются точному подсчету, поскольку немалая часть их доходов, несмотря на все усилия ФМС, до сих пор находится в тени.

"