Posted 19 января 2015,, 21:00

Published 19 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

Застарелая проблема

Застарелая проблема

19 января 2015, 21:00
Минэкономразвития РФ не предлагало продлить заморозку накопительной части пенсии до 2018 года. Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте министерства. Ранее в СМИ появились сообщения, что ведомство в рамках мер по затыканию «бюджетных дыр», образовавшихся в связи с падением цен на нефть и санкциями, предпо
Сюжет
Деньги

В декабре 2014 года президент Владимир Путин подписал закон, который продлевает на 2015 год мораторий на передачу пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Документ продлевает действовавший в 2014 году мораторий и направляет страховые взносы в 2015 году, как и в прошедшем, на финансирование страховых пенсий. В этом году накопительная замороженная часть пенсий была направлена не только на уменьшение стремительно растущего дефицита ПФР, но и на строительство детских садов и ряд других социальных программ, различных инфраструктурных проектов, а также на поддержку Крыма.

Доходы ПФР в следующем году, согласно официальным прогнозам, составят почти 7 млрд. рублей (рост на 11,2%), расходы – свыше 7,6 млрд. рублей (рост на 18,7%). Таким образом, дефицит бюджета составит свыше 600 млрд. рублей, что чуть ли не в пять раз больше показателей, заложенных в прошлом году. Также ожидается, что в течение 2015 года число пожилых людей, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 600 тыс. человек – до 42,7 млн. человек. «Увеличение численности получателей пенсии в ПФР по сравнению с 2014 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в РФ и с тем, что с 1 января 2015 года пенсионеры Республики Крым и города федерального значения Севастополя будут получать пенсии по линии ПФР», – говорится в заявлении Пенсионного фонда. Чем затыкать многомиллиардную дыру в бюджете ПФР – об этом правительственные ведомства умалчивают, хотя и дружно опровергают затею с продлением заморозки накопительной части пенсий.

Между тем заморозка накопительной части пенсий в 2014–2015 годах по сути означала, что нынешние пенсионеры будут жить за счет пенсий тех, кто еще только должен будет получать их в будущем. Понятно, что такой переброской денег из «светлого» будущего в кризисное настоящее кардинально пенсионную проблему не решить. Однако внятного ответа на вопрос, как поступить в создавшейся ситуации, власти не дают. Минэкономразвития предлагает вернуться к непопулярной дискуссии по некогда отвергнутым инициативам: увеличению пенсионного возраста и невыплате части пенсии работающим пенсионерам. Эти идеи предлагается обсудить в первом квартале 2015 года.

Рецессия в экономике РФ и ухудшение бюджетных показателей в результате обвального падения цен на нефть в который раз обострили дискуссии вокруг пенсионной темы, констатировал в разговоре с «НИ» проректор РАНХиГС Александр Сафонов. По его словам, предложения по замораживанию накопительной пенсии в 2016–2018 годах – это одно из направлений баталий вокруг судьбы накопительного компонента. Эксперт напомнил, что основным доводом социального блока правительства в споре по вопросу балансирования бюджета ПФР являлся аргумент о низкодоходности накопительных пенсий и невозможности за счет них в будущем добиться существенной прибавки к страховым пенсиям.

Однако, как отметила в беседе с «НИ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова, «если затея с заморозкой накопительной части пенсий будет отвергнута, то, с точки зрения правительства, бюджетные дыры можно будет затыкать не только пенсиями, но и многочисленными налоговыми повышениями».

Учитывая тот факт, что, по расчетам Минтруда России, только в 2015 году для обеспечения основных обязательств по страховой пенсии потребуется 197 млрд. рублей (включая индексацию пенсий в результате роста инфляции в 2014 году), решение о заморозке накопительной части могло бы дать возможность сократить размер трансфертов из федерального бюджета в ПФР. По сути, это выглядело бы как попытка снизить бюджетные риски от экономического кризиса и падения налоговых поступлений. При очевидных текущих выгодах такое решение означает де-факто демонтаж накопительной пенсии. А ведь пенсионные накопления остаются одним из немногих внутренних источников длинных денег для экономики. «Решение о продлении периода замораживания накопительный пенсии сократит возможности банков финансировать инфраструктурные проекты с длительным сроком окупаемости, а также вложение средств в инновационные проекты», – полагает Александр Сафонов.

Впрочем, отказ от заморозки накопительной части пенсий проблем самих будущих пенсионеров не решит. В то время как доходов в бюджет из-за дешевой нефти и санкций, замедления экономики поступает все меньше, дефицит ПФР стремительно растет от года к году и в дальнейшем будет лишь увеличиваться. Существенную роль в этом вопросе играет демографическая составляющая. Как отмечает эксперт, при классической схеме четверо работающих обеспечивают одного пенсионера. Сейчас это соотношение на уровне 2,67. В будущем будет еще меньше. Чтобы прокормить стремительно стареющую нацию, работников скоро попросту не хватит. Власти же, судя по отсутствию внятных проектов по проведению пенсионной реформы, пока что занимаются лишь тем, что загоняют проблему вглубь.

"