Posted 18 декабря 2007,, 21:00

Published 18 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:13

Updated 8 марта, 08:13

Сорванный полет

Сорванный полет

18 декабря 2007, 21:00
Только успели российские туристы забыть о безобразиях с заселением в египетские отели, как их предупреждают о новых печальных перспективах. Заплатив в два раза больше обычного за новогодний тур, они рискуют встретить этот веселый праздник в здании аэропорта, никуда из него не вылетев.

Как заявили в Российском союзе туриндустрии (РСТ), в новогодние дни из-за большого потока туристов не исключены массовые задержки или отмены рейсов. При этом многие авиакомпании не смогут выполнить новые требования правил перевозки пассажиров, а именно накормить и разместить их в гостиницах.

По данным пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, поток туристов в последнюю неделю уходящего года и первые два-три дня наступающего по своему объему сравним с самыми загруженными периодами летнего сезона. А у российских авиакомпаний сохраняется нехватка судов, техническое состояние самолетов низкое, напоминает эксперт. «Все это может негативно сказаться на графике вылетов», – предупреждает г-жа Тюрина. По ее мнению, в случае задержек рейсов не все авиакомпании смогут выполнить требования правил перевозки пассажиров.

Эти правила, напомним, вступили в силу 21 октября 2007 года. Если коротко, суть их такова. В первые два часа ожидания рейса пассажиры имеют право на бесплатные прохладительные напитки, два телефонных звонка или два электронных письма (тоже бесплатных). Тем, кто путешествует с детьми до семи лет, должна быть предоставлена комната матери и ребенка. Если ожидание рейса длится более четырех часов, пассажиры имеют право на горячее питание. Далее кормить должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь в ночное. Технически, как выяснили «НИ», это выглядит так: обычно у каждой авиакомпании заключен договор с определенной точкой питания в аэропорту, где по специальным талонам неудачливым пассажирам можно перекусить.

При задержке рейса на восемь часов пассажиров должны поселить в гостинице. При ожидании в ночное время размещение полагается после шести часов ожидания. Что касается денежной компенсации в случае задержки авиарейсов, то тут все осталось, как и было: за каждый час ожидания авиаперевозчик выплатит каждому пассажиру по 25 руб., но и на эти смешные деньги не стоит рассчитывать. По-прежнему действует положение, по которому перевозчики могут не выплачивать компенсации, если вылет задержали по техническим причинам.

Как рассказала «НИ» Ирина Тюрина, «все эти правила скорее формальность, потому что за их невыполнение никакой ответственности авиакомпания не несет». «Наши пассажиры находятся практически в бесправном положении. Часто им даже не сообщают о задержке рейса и держат в скотских условиях, не предоставляя ни напитков, ни горячего питания. Единственный способ отстоять свои права – это судебное разбирательство, на которое не все готовы. В российской практике есть единичные случаи выигранных судов. Но кому захочется в Новый год об этом думать?» – размышляет г-жа Тюрина. Другие специалисты такие оценки подтверждают. По данным юридического агентства, при длительных задержках рейсов, когда туристы теряют целую ночь оплаченного отдыха на курорте, претензии или судебные иски подают около 10% пострадавших.

По данным РСТ, даже в самом большом аэропорту «Домодедово» имеется в наличии 84 места в комнате матери и ребенка, тогда как в один день могут задержать более пяти рейсов по 300 человек на каждом. В гостиницах количество мест тоже, разумеется, ограниченно. Между тем поток туристов в конце декабря увеличится на 15–20% по сравнению с прошлыми новогодними праздниками. А метеослужба дает на конец декабря –начало января плохой погодный прогноз.

Как рассказал «НИ» начальник группы по связям со СМИ аэропорта «Домодедово» Эльдар Тузмухаметов, в предстоящие праздники там ожидают поток пассажиров на 20–24% больше, чем в прошлый Новый год. Сам по себе порт, уверяет он, такую массу людей «переварит», но за перевозчиков не ручается. «Что касается обеспечения закусками и водой, то мы за это ответственности не несем, этим должны заниматься авиакомпании. Со своей стороны, мы можем лишь оказывать посильное содействие», – сообщил г-н Тузмухаметов.

Заметим, именно через «Домодедово» идет основной поток чартерных рейсов и именно там минувшим летом были суточные задержки рейсов, когда людей не только не кормили, но даже не позаботились обеспечить их элементарно свободным местом ожидания, не говоря уже о комнате матери и ребенка для тех, кому она нужна. «Иногда авиакомпании вместо горячего обеда после четрехчасового ожидания выдают пассажирам по 200 руб. компенсации, на которые в аэропорту можно купить две бутылки минералки»,– рассказал «НИ» сотрудник одной московской турфирмы.

Инфогруппа «Турпром» в начале 2007 года собрала информацию обо всех задержанных рейсах за предпраздничные и праздничные дни прошлого Нового года. По ее данным, общее количество пострадавших туристов можно оценить в 30 тыс. человек. При этом рассматривались задержки вылетов более чем на четыре часа. Типичные для новогодних вылетов 1–3-часовые опоздания в расчет не принимались. Дольше всех тогда пришлось ждать пассажирам, летевшими рейсами «Вим-Авиа» и «Оренбургских авиалиний» в Египет, ОАЭ, Испанию. «КрасЭйр» задержала полеты в Коломбо, Барселону, Лион, Ганновер и Турин, «Трансаэро» – в Пунта-Кану и Тенерифе; «Домодедовские авиалинии» – в Индию и Малайзию; «Атлант-Союз» – в Лион и Шарм-эль-Шейх. Печальные рекорд поставила «Сибирь», задержав 29 декабря рейс в Римини более чем на 36 часов.

Что может случиться в этот Новый год, если поток туристов станет еще больше, даже сложно себе представить. «На Новый год запланирована очень большая чартерная программа, но основная часть рейсов вылетит из нового терминала «C» с большой пропускной способностью, который открылся весной нынешнего года, так что проблем возникнуть не должно, – попыталась успокоить «НИ» руководитель центра общественных связей аэропорта «Шереметьево» Анна Захаренкова. – А если авиакомпании не выполняют своих обязательств перед пассажирами, то наш аэропорт добровольно берет на себя обязанности по расселению и кормлению туристов, а потом самостоятельно разбирается с недобросовестным авиаперевозчиком».

Признаемся, что из родных, друзей и знакомых журналистов «НИ» таких чудес в этом аэропорту пока не наблюдал никто.

НЕ ЗАХОЧЕШЬ, А ПОЛЕТИШЬ

В 2006 году чартерными рейсами воспользовались 8,6 млн. россиян. В этой нише доминируют «Вим-Авиа», «Атлант-Союз», «Трансаэро», «Сибирь», «Красноярские авиалинии». Чартеры занимают около 28% рынка пассажирских перевозок на дальние расстояния. В Межгосударственном авиационном комитете СНГ считают такой показатель чрезмерно высоким. По их данным, в СССР чартерные перевозки составляли около 3% объема авиаперелетов на большие расстояния, такая же доля приходится на них сейчас на рынке США, а по Европе средний показатель составляет 5%. По подсчетам РБК и компании Infomost Communications, из крупнейших чартерных авиаперевозчиков за девять месяцев 2007 года чаще всего опаздывали с вылетом более чем на три часа самолеты «Красноярских авиалиний» (8,0% чартерных рейсов), «Вим-Авиа» (5,9%), «Оренбургские авиалинии» (5,1%), «Россия» (4,0%) и «Трансаэро» (3,6%). Всего за это время, по данным Росавиации, более чем на три часа задержано 4% чартеров, то есть 968 рейсов из 23,6 тыс. 70% задержек произошло в связи с техническим состоянием воздушных судов, 30% – из-за неудовлетворительных метеоусловий. 1 ноября Росавиация из-за постоянных задержек сократила на нынешний зимний сезон на 20–25% чартерные рейсы «Вим-Авиа» и на 10–15% – компаниям «Красэйр» и «Оренбургские авиалинии».



ЧАРТЕРНЫЕ СКАНДАЛЫ 2007 ГОДА

5 декабря Октябрьский суд Екатеринбурга удовлетворил иск против «Уральских авиалиний», самолет которых выполнял чартерный рейс из Антальи. За 12-часовую задержку суд обязал перевозчика выплатить истцам неустойку в размере 275 руб., еще в 2 тыс. был оценен моральный ущерб.
25 октября на 10 часов был задержан вылет самолета тунисской авиакомпании Karthago Airlines с российскими туристами из Туниса в Санкт-Петербург. Задержка привела к драке между россиянами и комиссаром аэропорта.
24 сентября вылет «Боинга-757» авиакомпании «Вим-Авиа» на сутки задержался в кипрском аэропорту Ларнака. Причиной стал выход из строя сразу двух самолетов. Как следствие, было задержано было около десятка рейсов этой компании – в Египет, Грецию, Хорватию и Турцию.
3 сентября 213 пассажиров с маленькими детьми провели более суток в испанском аэропорту Аликанте. Вылет «Боинга-757» авиакомпании «Вим-Авиа» был задержан из-за трещины в лобовом стекле.
5 августа в аэропорту Хургады в Египте после десятичасовой задержки из-за неисправности самолета рейса «Трансаэро» не пожелавшие ехать в предоставленный им отель российские туристы попытались блокировать посадку граждан Италии. Произошла потасовка. Компания выплатила по прилету в Москву каждому туристу компенсацию в размере 1,5 тыс. руб., а тем, кто из-за задержки опоздал на стыковочные рейсы, приобрела новые билеты.
3 августа в Домодедово произошли задержки рейсов «Вим-Авиа» в Варну (4 часа), на Тенерифе (3 часа), в Катанию (3 часа). 28 июля там же опоздали с вылетом рейсы этой же компании в Барселону, Пулу (Хорватия), Тиват (Черногория). В общей сложности задержки коснулись до 1 тыс. человек, максимальная составила 6 часов.
4 июня произошли многочасовые задержки рейсов «Вим-Авиа» в Бургас, Сплит, Стамбул, Анталью, Хургаду, Варну. Причиной стала поломка двух самолетов.
6 января почти сутки пассажиры рейса «Трансаэро» просидели в аэропорту Хургады из-за поломки самолета. Туристы не были обеспечены ни проживанием, ни горячим питанием. В июле 2007 года суд удовлетворил иск 37 пассажиров этого рейса, обязав компанию выплатить им по 10 тыс. руб. в качестве компенсации морального ущерба. Еще 185 тыс. руб. взысканы в федеральный бюджет и в пользу московской организации «Клуб защиты туристов», которая представляла интересы потерпевших в суде.



УКРАИНЦАМ СОВЕТУЮТ НЕ ЭКОНОМИТЬ

Чартерные авиарейсы на Украине постоянно задерживают по всем туристическим направлениям. При этом если ждать приходится менее двух часов, справочные службы аэропортов даже не снисходят до того, чтобы пояснить пассажирам причину опоздания. О том, чтобы кого-то поили или кормили, речь вообще не идет. Если же люди обращаются с жалобами, то их «футболят» от туроператора к авиакомпании и обратно со словами: «Не хотите проблем – летайте регулярными рейсами. А за такую цену можно и подождать». В итоге десятки тысяч туристов ежедневно часами сидят в ожидании вылета. Особенно опозданиями славятся «Средиземноморские авиалинии». Главной причиной задержек чартерных рейсов называют отсутствие резервных самолетов и поломки тех, что есть в наличии. Ну и, конечно, сетуют на плохие погодные условия и загруженность аэропортов.
Недавно на Украине разразился настоящий скандал, связанный с чартерным рейсом в Доминиканскую Республику. Первый рейс из четырех должен был состояться 29 октября – 10 ноября. Вылет туристов на отдых состоялся через двое суток после намеченного срока из-за проблем с самолетом. На обратном пути задержка вылета (опять на двое суток) произошла из-за того, что аэропорту не оплатили услуги и заправку самолета топливом. Надо ли говорить, чего только не натерпелись туристы, которых никто все это время не поил и не кормил в чужом аэропорту. Несколько пассажиров улетели регулярным рейсом, остальные испили горькую чашу до дна. В итоге турфирму «Евро-Тур», которая подарила людям такой «отдых», лишили лицензии.
Законодательство Украины весьма либерально, и авиакомпанией может назваться любое предприятие, не имеющее к выполнению полетов никакого отношения. К примеру, в печальной доминиканской истории так называемая авиакомпания «Евролайн» была просто фрахтовщиком самолета Ил-62 у казахского перевозчика. По словам украинских чиновников, виноваты в том, что произошло, обе стороны: вина «Евролайна» понятна, но и туроператор должен был поинтересоваться хотя бы, на чем и как будет организована перевозка. А все, что получили пока пассажиры, – это инструкцию: «Тщательнее выбирайте тур-оператора и перевозчика, а лучше – не экономьте!».

Яна СЕРГЕЕВА, Киев

ДЛЯ ГРУЗИНСКИХ ЧИНОВНИКОВ ПРОБЛЕМЫ ЧАРТЕРОВ НЕТ

Проблема чартерных рейсов для Грузии не характерна. К такому выводу пришла корреспондент «НИ», пообщавшись с чиновниками из Единой транспортной администрации (ЕТА) при министерстве экономического развития Грузии. «Никаких сложностей с чартерами ни по одному из направлений не припоминаем», – сообщили в ведомстве. В авиакомпаниях, работающих в Тбилиси, также уверяют, что не было ни одного случая, когда ущемленный в своих правах пассажир чартерного рейса обратился бы в суд. «Нам тоже не известен ни один подобный случай», – подтвердила «НИ» руководитель пресс-службы ЕТА Кети Басилашвили. Она отметила, что по закону авиакомпании несут ответственность за обеспечение комфортных условий для пассажиров, в том числе и в случае задержки или переноса рейсов, и эта норма прописана для всех типов пассажирских авиаперевозок, включая чартеры.
Впрочем, закон не конкретизирует, какие именно услуги должна оказать пассажирам в случае задержки рейса авиакомпания. В нем не сказано прямо, что перевозчик обязан разместить пассажиров в гостинице или накормить. Речь идет лишь о создании для них «комфортных условий». Видимо, в каждом отдельном случае авиакомпании вольны сами решать, что для их пассажиров комфортно, а что и так сойдет. Однако, по мнению пассажиров, которые из-за метеоусловий или по техническим причинам застревали в аэропортах, компании не очень-то спешат о них заботиться. «Всякий раз, узнавая о том, что рейс задерживается, я готовлюсь к тяжким испытаниям», – поделилась своим опытом часто летающая по делам жительница Тбилиси Светлана Хараташвили.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

"