Posted 18 декабря 2006,, 21:00

Published 18 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:48

Updated 8 марта, 08:48

Тайна на продажу

Тайна на продажу

18 декабря 2006, 21:00
Информация, содержащаяся в выпущенных нелегально сборниках с кредитными историями россиян, не представляет большой угрозы. Такое мнение высказал вчера журналистам президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Более того, по его словам, эти данные «не стоят ломаного гроша». Эксперты высказывают совсем другие о
Сюжет
Банки

Напомним, что неделю назад разгорелся крупный скандал: в продажу поступила новая база данных о просрочках и неплатежах по банковским кредитам, а также отказах в их выдаче с указанием причин. Подобными сведениями торговали и раньше, однако размах «сейла» на сей раз был поистине впечатляющим. Депутаты Госдумы, которые впоследствии обсуждали происшествие, говорили, что в пиратской базе данных 3 млн. записей, однако «Новые Известия» выяснили тогда, что их на 1 млн. больше. Цена же секретов и вовсе смешная – 1 тыс. руб. При этом правоохранительные органы отреагировали как-то вяло – на сегодняшний день о каких-либо сдвигах в расследовании ничего не известно. Пираты же, хоть слегка и затаились (телефонный номер «продавца», который предлагал нашему корреспонденту купить базу, вчера был заблокирован), испугались, судя по всему, не сильно. На рынках «софта» и эти, и другие тайны при желании можно без особого труда приобрести.

Гарегин Тосунян в резком росте объемов торговли банковской тайной не видит ничего удивительного. «Рынок кредитных историй увеличивается постоянно, – сообщил он. – Понятно, что вместе с ним растет и теневая часть». При этом глава АРБ уверен, что большая часть информации в этих базах – фальшивка. «Скорее всего там имеет место компиляция действительно тайных и общедоступных данных (например, из телефонных справочников), причем доля последних превалирует. То есть при помощи ее можно найти телефон девушки, которая вам отказалась дать номер, но никак не серьезную информацию», – полагает банкир.

«Более того, – добавил г-н Тосунян, – я не вижу, кому из потенциальных покупателей такие сведения могли бы быть полезны. У банков есть доступ к своей системе. Криминалу же интересны сведения о богатых людях, а здесь более или менее правдивая информация только о неплательщиках. Если же кто-то задумает преступление против определенного человека, то он будет искать другие, закрытые и более надежные каналы. В общем я думаю, что популярность этих баз сродни популярности людей, ходивших с табличками «осуществление американской мечты» по рынкам в 90-е. И польза примерно такая же».

Опрошенные «НИ» банковские аналитики с такими оценками не соглашаются. Во-первых, отмечают некоторые из них, нелепо фальсифицировать 4 млн. записей, чтобы потом торговать ими по 1 тыс. руб. Во-вторых, если цена такая низкая, значит, продавец зарабатывает с оборота, который напрямую зависит от спроса. А спрос на такую информацию связан с тем, как отечественные банки принимают решение выдавать кому-то кредит или отказать в нем. В США, например, существует система так называемого скоринга: есть вопросник, который предлагается клиенту, за каждый ответ он получает определенное количество баллов, и по итоговой сумме кредитор определяет, с кем он имеет дело. У нас в большинстве банков такие вопросники тоже есть, но вердикт по ним далеко не окончателен – решение принимают люди, и на каком основании они это делают, заемщику знать неположено: у каждого свое ноу-хау. Словом, если вам отказали, выяснить, почему, никогда не удастся.

Есть в наших банках и разработанные ими же «стоп-листы», то есть перечни видов деятельности, которые уже сами по себе определяют отказ в кредите. Особенно «лютуют» ипотечники, что вполне понятно: там и суммы нешуточные, и сроки погашения кредита. У разных кредиторов критерии разные, но практически никто не даст денег тем, кто занимается сетевым маркетингом. Очень неохотно кредитуют тех, кто занят в игорном бизнесе. При выдаче ипотечного кредита весьма осторожно подходят и к тем, у кого собственный бизнес. Банки порой подозревают, что предприниматель, прельщенный сравнительно небольшой процентной ставкой, возьмет деньги не на квартиру, а, скажем, для пополнения оборотного капитала. Серьезное ограничение для заемщика – возраст. Банк обычно рассчитывает, что кредит с процентами человек может полностью вернуть тогда, когда доживет до пенсионного возраста и проживет после этого еще пять лет. Иными словами, для мужчин критическим возрастом при максимальном сроке кредитования в 20 лет считается 45 лет, а для женщин – 35.

Получаются таким образом несколько групп вполне состоятельных людей, которым в кредите отказано. Денег у них не столько, сколько у олигархов, о которых говорил г-н Тосунян, но объектом вымогательства и шантажа для криминала они вполне могут стать. По словам банкира, непонятно, почему милиция не смогла оперативно пресечь зло, тем более что торговцев пиратскими базами элементарно привлечь по целому «букету» административных и уголовных статей – от нарушения правил торговли до мошенничества. «Впрочем, – отметил он, – нельзя взваливать всю вину только на правоохранительные органы. Все это происходит оттого, что наше общество не обладает достаточной правовой культурой. Я думаю, что такие происшествия в конечном итоге будут способствовать приобретению такой культуры – подобно тому, как простуда помогает получить иммунитет».

Как сообщил г-н Тосунян, банки на сегодняшний день расследуют этот случай самостоятельно, а результаты обещают дать после Нового года. «Я почти уверен, что ни один банк в случившемся не виноват. Почему нас всегда пытаются обвинить в недобросовестности? Это скорее всего сделали конкретные люди, и отвечать за это должны они же. В каждом стаде есть «паршивая овца», – заявил он.

"