Posted 18 декабря 2005,, 21:00

Published 18 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Бензиновая оттепель

Бензиновая оттепель

18 декабря 2005, 21:00
Мировые цены на нефть продолжают падать. Вслед за ними заметно снижается и стоимость бензина в США и Европе. Однако нашим соотечественникам радоваться рано – с наступлением нового года у нас цены на топливо «разморозятся». По прогнозам экспертов, одномоментного бензинового скачка быть не должно. По крайней мере, эконом

По итогам пятничных торгов на ведущих нефтяных биржах Лондона и Нью-Йорка официальные цены нефтяных фьючерсов снизились, соответственно, на 2,27 и 1,93 доллара. В целом же с конца октября мировые цены на «черное золото» упали практически на 10%. По оценкам специалистов ОПЕК, «нефть продолжает дешеветь под давлением прогноза относительно предстоящей теплой зимы в США», и, как следствие, отсутствия перспектив излишне высокого спроса на нефтяное топливо. Американцев и европейцев это радует, поскольку вселяет надежду на то, что бензин на заправках в обозримом будущем не совершит неожиданного и резкого скачка.

Однако Россию общемировые радости, судя по всему, обойдут стороной. Напомним, что 1 января формально прекратится мораторий на подъем топливных цен, объявленный 19 сентября в добровольно-принудительном порядке крупнейшими нефтяными компаниями страны. С тех пор цены если и не замерли вовсе, то колебались в нечувствительных для автомобилистов пределах, а в ряде регионов даже слегка упали. Так, по данным Росстата, цены на бензин в Москве и области за последнюю неделю снизились на 0,1–0,2%.

Что будет дальше, можно только гадать. По крайней мере, по словам главы Федерального агентства по энергетике Сергея Оганесяна, его ведомство «не ведет переговоров о продлении моратория». В связи с этим россияне ждут скачка цен уже в ближайшем будущем. Так, согласно результатам исследования ROMIR Monitoring, наши сограждане уже внутренне готовы к тому, что после «разморозки» бензин будет дорожать очень интенсивно. По данным исследователей, почти половина россиян осилит платить за бензин по 30 руб. за литр. Для 28% опрошенных критическими являются 20 руб. за каждый литр топлива. Порог в 40 руб. обозначили 7% россиян, 50 руб. – 3% респондентов. А 7% не собираются отказываться от поездок на собственном авто при любой стоимости бензина.

По прогнозам экспертов, если серьезный скачок цен и произойдет, то не раньше конца февраля. «Весной 2006 года цены на топливо могут быть подняты нефтетрейдерами в качестве компенсации за осеннюю «заморозку», – сказала «Новым Известиям» аналитик ИК «Образ» Ирина Кандина. Однако, по словам специалиста, если подобное и случится, то ценовой рост вряд ли выйдет за пределы 10%, ведь «государство не прекратит своего давления на топливные цены». Кстати, некоторые заявления чиновников дают основания согласиться с таким мнением.

«Цены на бензин в 2006 году не вырастут больше, чем на уровень инфляции», – пообещал на минувшей неделе министр финансов Алексей Кудрин. По его оценке, средний рост по стране в будущем году прогнозируется финансовым ведомством на уровне 7–8,5%. Однако поскольку некоторые даже правительственные экономисты открыто заявляют, что инфляция в будущем году не будет ниже 10%, можно ожидать, что и бензин не ограничится заданными Минфином пределами.

«Я не думаю, учитывая динамику мировых цен на нефть, что цены на бензин пойдут вверх, по крайней мере в краткосрочной перспективе, – сказал «НИ» аналитик ИК «ВИКА» Александр Генералов. – Дальше все будет зависеть от мировых цен на нефть». Впрочем, похоже, что главные проблемы у нас если и не в самом близком, то во вполне обозримом будущем. До сих пор Россия сама обеспечивала себя топливом, однако количество автомобилей в стране растет в геометрической прогрессии, а добыча нефти для внутреннего пользования – нет. «Отечественные нефтеперерабатывающие заводы построены десятки лет назад, их оборудование изношено и устарело, – рассказал «НИ» г-н Генералов. – И вскоре они будут не способны производить качественный бензин в необходимых количествах». По прогнозу эксперта, к 2010 году производство и потребление бензина в стране сравняются, а в дальнейшем неизбежен дефицит топлива.

"