Posted 18 ноября 2014,, 21:00

Published 18 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Призрак дефицита

Призрак дефицита

18 ноября 2014, 21:00
В последние дни с пугающим постоянством появляются сообщения о том, что в отдельных регионах страны возник локальный дефицит – то гречки, то соли, то свинины, то шоколада, связанный с резким всплеском спроса на них. Ситуация выглядит достаточно парадоксальной – зачем людям сметать соль с прилавков, если этот товар своб

В начале текущей недели многие региональные СМИ сообщили об исчезновении гречки с прилавков магазинов. Так, во Владимире продавцы отмечали, что в прошедшие выходные гречку сметали, как в голодные годы. Один мужчина сразу 50 килограммовых пачек купил. Впрочем, уже через несколько дней придут новые поступления крупы, но уже с удвоившимися ценами – с 25 до 54 рублей за килограмм. Схожая ситуация наблюдается не только в центральной полосе России, но и в Сибири, и на Дальнем Востоке.

Поводом для такого ажиотажа послужили заявления крупных розничных сетей о будущем подорожании гречневой крупы, связанном с ростом отпускных цен на нее. По данным представителя X5 Retail Group, стоимость гречки высокого ценового сегмента выросла у производителей на 20%, а низкого ценового сегмента – почти в два раза. Сами производители крупы объясняют рост цен неурожаем гречки на Алтае, где собираются основные ее объемы. Впрочем, они также отмечают, что оценка убытков не окончательная и погодные условия еще могут позволить дособрать урожай. Напомним, что в Алтайский край зима в этом году пришла рано, и на полях под 30-сантиметровым слоем снега осталось много зерна. В то же время в Национальном союзе зернопроизводителей отрицают дефицит гречки, так как в текущем году эту культуру в больших объемах выращивали помимо Алтайского края в ряде регионов Центрального и Приволжского федеральных округов и валовый урожай гречки в стране превышает показатели прошлого года.

Соль также стала объектом нездорового спроса со стороны россиян, и в некоторых областях страны ее в магазинах уже не найти. Здесь причиной ажиотажа стали слова замминистра сельского хозяйства России Андрея Волкова о том, что прекращение поставок этого продукта с Украины спровоцировало его дефицит в России. Однако речь идет о кратковременном эффекте, тогда как тотального дефицита соли в России не может возникнуть хотя бы в силу того, что у нас много местных производителей, готовых нарастить собственное производство. По данным Руспродсоюза, доля импортной пищевой соли в 2013 году в России составила 40%, или 600 тыс. тонн, из которых 500 тыс. тонн было завезено из Украины. Объем российского потребления соли составляет около 1,5 млн. тонн в год.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»

Помимо гречки и соли в список дефицитных продуктов занесли и свинину. Видимо, потому что в первом полугодии рост объемов предложения свинины на рынке сокращался в связи с запретом на ее ввоз из Евросоюза. «В тот момент с рынка ушло 600 тысяч тонн продукции, что спровоцировало дефицит свинины», – рассказал «НИ» президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Однако, по его словам, сейчас на рынке свинины никакого дефицита уже нет, товарные запасы большие, и опасаться отсутствия сырья не приходится. «В настоящее время ситуация сбалансирована за счет того, что спрос на этот продукт сократился, а поставки увеличились за счет новых производителей. В итоге цены на свинину в сентябре упали на 30% к августу текущего года», – сказал эксперт.

Отметим, что слухи о возможном дефиците отдельных продуктов питания муссируются не только в России. На днях швейцарская корпорация Barry Callebaut Group, занимающая ведущие позиции в сфере производства шоколада, предупредила, что через шесть лет потребители ощутят нехватку этого продукта. Компания объясняет это растущим спросом на шоколад со стороны азиатских стран и сокращением плантаций какао. При этом эксперты особо заостряют внимание читателей, что «скоро шоколад станет таким редким и дорогим, что простой человек не сможет его себе позволить». Со стороны заявление выглядит как завуалированный призыв к покупке, и нельзя точно определить, что за этим кроется – хорошо продуманная предновогодняя реклама или реальная проблема с выращиванием какао-бобов.

Главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун в беседе с «НИ» не исключил того, что периодические публикации сообщений о грядущем дефиците того или иного продукта играют на руку торговым сетям, желающим получить дополнительные доходы от ажиотажного спроса. «Под шумок многие магазины стараются заработать на росте цен и так называемом «дефиците». Такое происходит далеко не первый раз», – сказал эксперт, добавив, что на розничном рынке продовольствия работает много локальных монополистов, которым весьма выгоден ажиотаж вокруг реализуемой ими продукции.

"