Posted 18 ноября 2004,, 21:00

Published 18 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Ресторан за решеткой

Ресторан за решеткой

18 ноября 2004, 21:00
Создание в России частных тюрем – дело недалекого будущего. По признанию главы Минэкономразвития Германа Грефа, его ведомство уже разрабатывает соответствующий законопроект. Это позволит перевести на легальные рельсы оказание значительной части услуг заключенным. Впрочем, тюремный сервис процветает и сейчас – его оборо

Арестантов следственного изолятора в Новочеркасске ожидает приятный сюрприз. На территории тюрьмы полным ходом идут работы по строительству нового трехэтажного корпуса, оборудованного по европейским стандартам содержания заключенных. Как рассказали корреспонденту «Новых Известий» в пресс-службе ГУИН, новые камеры рассчитаны на четырех человек. Привычную парашу заменит санузел, оборудованный умывальником и душевой кабинкой. «Еврокамеры» снабжены прекрасной вентиляционной системой, а стены окрашены в светлые тона. Вот только от главного тюремного атрибута – толстых металлических решеток – избавиться здесь не решились.

В ближайших планах донского ГУИНа открытие первой в Ростовской области женской колонии на семьсот человек, которая по условиям содержания не отстанет от новочеркасского СИЗО. Азовскую колонию для несовершеннолетних тоже ожидает новоселье – в новом общежитии только что сделали евроремонт, поставили металлопластиковые окна.

Донские новации – это только начало. То ли будет, когда в России станут создавать частные тюрьмы. Глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил недавно, что такая перспектива, квалифицированная им как «перспективное направление сотрудничества власти и бизнеса», не за горами. Тех, кто ждет осуществления министерской мечты, в России не просто много, а очень много.

По последним данным Минюста в тюрьмах и следственных изоляторах страны содержатся 787,9 тыс. человек. По процентному соотношению «сидельцев» к общему числу жителей мы на первом месте в мире. На втором – США, затем – Белоруссия, Казахстан и Чили. Численность помещений для содержания арестантов также впечатляет: в России 760 исправительных колоний, 62 колонии для несовершеннолетних, 194 следственных изолятора, 8 тюрем и 137 помещений, «функционирующих в режиме следственных изоляторов и тюрем». Все это скоро может перейти в частные руки.

Впрочем, частная предпринимательская инициатива уже процветает в нашей пенитенциарной системе пышным цветом – в тюрьме можно купить практически все, кроме свободы. По экспертным оценкам, оборот от торговли дополнительными услугами в российских тюрьмах достиг впечатляющих размеров – он колеблется в пределах от 10 до 30 млрд. долларов в год.

VIP-обслуживание

По закону одному арестанту положено 40 кг передач в месяц. Это вместе с едой, одеждой, сигаретами, книгами. Впрочем, и тут есть ограничения. Из одежды, например, разрешается не больше двух комплектов нательного белья, обувь должна быть без набоек и супинаторов, постельное белье – тоже в одном комплекте. Не разрешаются ремни и галстуки, зато можно принести костыли и спортивный костюм. Все эти правила ясно прописаны в Приложении № 2 к правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.

Однако если арестанту позарез понадобилась какая-то вещь, не предусмотренная правилами, он ее непременно получит. Система оплаты выстроена по классическому принципу. Разовая – за доставку вещи и помесячная – за право ею пользоваться. Скажем, телевизор: доставка – 350–400 долларов, месячная выплата – от 500. Доставка вентилятора стоит 130–200 долларов, ежемесячный платеж – около полусотни. Доставка свежей прессы – 50–100 долларов в месяц, в зависимости от количества изданий. Заключенный при желании может улучишь свои «жилищные» условия. Содержание в одноместной камере стоит 100–150 долларов в сутки. Доставка обедов из ресторана по выбору – 30–50 долларов в сутки.

Про мобильник разговор особый. По этому пункту руководство тюрем обычно бывает непреклонно. Это значит, что открыто звонить и болтать с родными и друзьями сложно. А вообще доставка мобильного в камеру стоит порядка 300 долларов.

Экономкласс

Телевизоры, отдельные камеры и ресторанное питание позволит себе не всякий арестант. Для большей части заключенных есть услуги попроще и подешевле. Например, внеплановая (свыше 40 кг) передача стоит 50 долларов. Спиртное, сигареты, чай – в 10 раз дороже их цены на воле. Лишнее свидание с родными – 100–150 долларов. Не обязательно платить каждый раз: надзиратели охотно соглашаются на ежемесячный «оклад», признавая, что его размер зависит от качества и количества предоставляемых ими услуг. Сумма всегда индивидуальна и может превышать 500 долларов.

Кроме того, при многих тюрьмах уже давно работают некие «бюро добрых услуг», которые за отдельную плату могут вместо родственников ежемесячно заказывать продукты в тюремных магазинах и кафе, отправлять продуктовые и вещевые передачи, записывать в очередь на посещение заключенных, выбивать свидание и договариваться с тюремщиками по всем спорным вопросам. Их расценки колеблются в зависимости от места нахождения СИЗО или тюрьмы.

Система тюремного сервиса отлажена годами. За счет нее кормятся тысячи россиян. Так что не факт, что этот бизнес с миллиардными оборотами так просто уступит свое место новым частным тюремщикам.