Posted 18 ноября 2004,, 21:00

Published 18 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Время продавать камни

Время продавать камни

18 ноября 2004, 21:00
Всю эту неделю наша планета бомбардировалась метеоритным потоком Леониды. Звездный дождь, во время которого в атмосфере сгорают по нескольку десятков метеоров каждую минуту, начался шесть дней назад и прекратится лишь в ближайшее воскресенье. Если романтики, увидев падающую звезду, загадывают желание, то более предприи

Каждый год около тысячи небесных тел общей массой примерно две тонны достигают земной поверхности. Находят их либо научные экспедиции, прочесывающие местность, либо местные жители, случайно натыкающиеся на странные камни. Раньше «каплями» звездных дождей интересовались только ученые, но за последние десять лет в мире сформировался настоящий метеоритный рынок, на котором 1 грамм внеземного вещества стоит от 20 центов до 160 тыс. долларов в зависимости от величины осколка (крупные ценятся выше) и его уникальности (например, железные метеориты встречаются гораздо реже каменных).

Чтобы заработать на метеорите, его, во-первых, нужно найти. Кто-то обнаруживает необычные камни случайно, а некоторые целенаправленно прочесывают места падения космических тел. Например, в Приморье в 1947 году упал Сихотэ-Алинский метеорит массой 70 тонн. Его осколки разлетелись по тайге. Их было так много, что «добытчики» даже не нагибались за ними, а просто вытаскивали обломки из стволов деревьев.

Сейчас все, что плохо лежало, уже собрано, поэтому перед поездкой в тайгу надо запастись металлоискателем. Простые модели стоят около 200 долларов, продвинутые – 700–1000 долларов, а народные умельцы собирают вполне работоспособные экземпляры из деталей, найденных на свалке. Камень из Сихотэ-Алиня весом 70 граммов реально продать в Москве за 2–3 тыс. руб. Необходимо лишь учесть, что место падения метеорита охраняется российским государством как памятник природы, и местная милиция регулярно задерживает незадачливых метеороискателей. Впрочем, в России много других мест падений, которые не охраняются государством.

Во-вторых, надо определить, является ли найденный камень метеоритом. Стоимость профессионального анализа – 35–120 долларов. Однако начинающему метеоритному бизнесмену лучше воспользоваться другой схемой – эксперты обычно соглашаются бесплатно классифицировать находку за 10–20% ее массы. Затем те же «частники» помогут продать камень за определенный процент. Кстати, за последние несколько лет стоимость метеоритного вещества выросла в 2–3 раза. Кроме частных метеоритологов, в России существует государственная Лаборатория метеоритики Института геохимии РАН. В 2003 году Академия наук возобновила премирования граждан за находки и уже выплатила две награды – 10 тыс. и 30 тыс. руб. Правда, государство дает деньги лишь за не известные науке экземпляры, а не за все подряд, как частники.

Удачливая группа сборщиков (обычно 3–7 человек) за сезон собирает примерно 100 кг материала, большая часть которого продается менее чем по доллару за грамм. К тому же за регистрацию метеорита в Международном каталоге приходится отдать 20%, поскольку без официальной лицензии космическое вещество труднее продать. Из дохода надо вычесть затраты на снаряжение и транспорт. В итоге «зарплата» космических старателей в самом лучшем случае не превышает 1000 долларов в месяц. Кроме самодеятельных метеоритных бизнесменов, встречаются профессионалы, финансируемые западными дилерами и порой получающие «западные» зарплаты, а также ученые, для которых продажа метеоритов – это просто способ окупить научные исследования.

В прошлом году корреспондент «НИ» познакомился с одним из таких искателей метеоритов. Профессиональный геолог Александр Милановский пояснял тогда: «Я согласен с теми, кто считает: наука, как и война, должна кормить сама себя. Тем более что государство науку особо не финансирует». Квартира Милановского в стандартной московской многоэтажке совсем не напоминала жилище богача. Деньги, вырученные за метеориты, он тратил на поиски новых камней, научные исследования и экспедиции к местам падений метеоритов. В одной из таких экспедиций – в конце октября – он и умер. Энтузиаст, являющийся с точки зрения бизнеса скорее любителем, чем профессионалом, – это портрет типичного российского метеоритного искателя.

По-настоящему большой бизнес на звездных дождях делается другим способом. Например, туристы, посещающие аризонский Каньон Дьявола, образовавшийся 40 тыс. лет назад в результате падения гигантского метеорита, приносят Соединенным Штатам миллионы долларов. Американская компания Space Adventures организует туристические поездки в Антарктиду для поисков метеоритов. На поверхности ледового континента, лишенной растительности, космические камни гораздо легче искать.

В России тоже есть перспективные места. Например, уже упоминавшийся горный хребет Сихотэ-Алинь в Приморье. Или метеоритный кратер в Рязанской области диаметром около 30 метров. И, как ни странно, место падения Тунгусского метеорита в Сибири. Хотя там, в районе реки Подкаменная Тунгуска, до сих никому из исследователей не удалось найти даже самых крошечных осколков космического пришельца, взорвавшегося над Землей еще в 1908 году.




Попасть в переплет

"