Posted 18 октября 2015,, 21:00
Published 18 октября 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:12
Updated 8 марта, 03:12
У кассового чека много функций – для торгующих организаций он является отчетным документом для налоговых органов, для потребителей же – единственным документом, способным удостоверить правильность покупки. Кроме того, только с его помощью можно вернуть или обменять товары, к качеству которых возникли вопросы.
Между тем, как показал опрос, которым специалисты НАФИ охватили 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах страны, более трети россиян (36%) за последний месяц сталкивались со случаями, когда им не выдавали кассовый чек вовсе. О таких ситуациях чаще сообщают горожане (33%), нежели жители села (26%).
Тем не менее более половины опрошенных (53%) отмечают, что чек получают, как правило, всегда. Причем делать это более склонны женщины (62%), нежели мужчины (44%). Оставляют себе чек после оплаты в основном потому, что по нему проще вернуть или обменять купленные товары (51%) или проверить стоимость покупок и сдачу (47%).
Выбрасывают кассовый чек сразу после покупки 43% россиян, мужчины этим «грешат» чаще женщин (52% к 36%). Основная причина, по которой чек оказывается ненужным, заключается в том, что и без него покупатели могут легко проверить стоимость покупок и сдачу (24%). Опрошенные также часто отвечали, что продавцы обязаны вернуть деньги или поменять товар и без чека (19%).
Сохраняют чек на любую сумму 46% опрошенных, а 31% – только на определенную сумму. Среди тех, кто склонен оставлять чек на конкретную сумму, 37% делают это при покупке на 500–1000 рублей, а 27% – от 100 до 500 рублей, 23% – от 1000 до 5000 рублей.
Среди товаров, на которые россияне чаще всего сохраняют кассовые чеки, 70% отметили электроприборы и бытовую технику, 66% – одежду и обувь, 53% – покупки высокой стоимости (машина, драгоценности), а 45% – продукты питания.
«Большая часть населения не ведет семейный бюджет, то есть не записывает все свои расходы и доходы. Таким образом, основная роль кассового чека, с точки зрения потребителей, в том, что он является формальным подтверждением факта покупки, – прокомментировала «НИ» результаты опроса Ирина Лобанова, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ. – Лишь незначительная часть россиян использует их для ведения полноценной домашней бухгалтерии. Поэтому, как правило, чем меньше сумма чека, тем вероятнее, что его выбросят сразу после покупки».