Posted 18 октября 2012,, 20:00

Published 18 октября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:19

Updated 8 марта, 05:19

Средство от «голландской болезни»

Средство от «голландской болезни»

18 октября 2012, 20:00
«Голландская болезнь», при которой экономика страны не развивается из-за излишнего запаса энергоресурсов и которую диагностировали у России в последние десятилетия, вовсе не является приговором. Такое мнение озвучили в своем исследовании эксперты Международного валютного фонда (МВФ). Если следовать некоторым простым пр
Сюжет
Деньги

Если охарактеризовать «голландскую болезнь» в двух словах, то это такое состояние экономики, при котором экспорт излишних запасов энергоресурсов подавляет развитие других хозяйственных отраслей страны, превращая государство в сырьевой придаток, зависимый от мировых цен на нефть и газ. В результате в экономике начинается застой. Если же использовать научную терминологию, то речь идет о явлении, характерном для индустриальных стран с гипертрофированным сырьевым экспортом.

Сырьевой сектор душит другие отрасли производства, а рост доходов приводит к повышению курса местной валюты из-за удешевления иностранной валюты. Болезнь обостряется, когда цены на сырье резко повышаются. Свое название это явление получило после открытия Голландией месторождений природного газа в 1959 году. Тогда экспорт тюльпанов из Нидерландов резко упал, а безработица в этом и смежных секторах выросла. Наша страна, как считается, уже давно поражена синдромом «голландской болезни» и выздоравливать не собирается.

Обычно страны, богатые сырьем, совсем не выглядят богатыми, обращают внимание эксперты МВФ. То есть в обществе наблюдается сильное имущественное расслоение, имеются проблемы с инфраструктурой. Это парадоксальная ситуация, при которой деньги в страну идут полным ходом, но от этого никто не выигрывает, даже тогда, когда цены на сырье регулярно растут.

В МВФ придумали своеобразный рецепт для таких бедовых стран. Зарубежные финансисты рекомендуют правительствам стран вроде РФ разработать страховку на случай, если цены на энергоносители будут падать. Совет довольно тривиальный и вроде бы очевидный. Россия и так идет по этому пути. То есть вводятся бюджетные правила, которые не позволяют тратить сверхдоходы от продажи нефти, эти деньги направляются в резерв. Однако в МВФ считают, что средства, полученные от продажи углеводородов, нужно как копить, так и обязательно инвестировать, причем в человеческий капитал. А как раз этого российское руководство и не делает.

Прежде всего по совету ведущих мировых экономистов страна должна решить вопрос: сколько можно тратить на потребление, а сколько откладывать. В МВФ уверены, что потребление во время ресурсных бумов – правильная стратегия. Нынешнее поколение станет богаче и поможет решить проблему бедности уже сейчас. Соответственно потребление – это некая инвестиция в будущее. Но и сбережение играет немаловажную роль. Причем, чем ближе момент истощения ресурсов, тем больше надо сберегать, вплоть до 100%. Большую часть этих сбережений стоит потратить внутри страны, поскольку это будет способствовать развитию внутреннего рынка. Однако часть средств разумно разместить в финансовых активах за рубежом. При этом важно, чтобы инвестиции наращивались постепенно, в противном случае не удастся справиться с волатильностью (изменчивостью) экономики.

В МВФ рекомендуют проводить жесткую бюджетную политику, при этом она должна различаться для стран, ресурсы которых вот-вот закончатся, и стран, чьи недра еще полны природными богатствами. В первом случае необходим бюджет, в котором вообще не учитываются доходы от экспорта сырья, во втором – власти должны решать проблему волатильности доходов, о чем уже упоминалось выше, а также бороться с зависимостью бюджетной политики от конъюнктуры экономических циклов.

Однако и для тех, и для других очень важно правильное прогнозирование цен на сырье, которое может рассчитываться либо с помощью определенной формулы, либо независимой экспертной комиссией. России как раз рекомендован первый вариант. Кроме того, бюджет отечественной экономики должен быть разделен на две части. Одну нужно высчитывать без учета сырья, в другой, напротив, рассчитывать потенциальный эффект от инвестиций из сырьевых сверхдоходов. Это позволит в дальнейшем сбалансировать доходы и расходы.

Иными словами, готовый рецепт есть, причем МВФ в своем докладе опирается на успешный опыт стран, которые используют озвученные методики. Но, к сожалению, создается ощущение, что наша страна по этому пути пойти не сможет. В МВФ оговариваются: все эти механизмы не будут работать до тех пор, пока не побеждена коррупция. В нашей стране на деньги от продажи сырья живет элита, и это явно не то, что МВФ понимает под «инвестированием в человеческий капитал». Поэтому сначала нужно решить эту проблему, а затем приступать к борьбе с сырьевой зависимостью. В противном случае доходы от ресурсов могут быть захвачены отдельными группами, что мы и наблюдаем в настоящее время.

"