Рус
Eng

Турсезон в Петербурге: туристы вернулись, а прибыли – нет

Турсезон в Петербурге: туристы вернулись, а прибыли – нет

Турсезон в Петербурге: туристы вернулись, а прибыли – нет

19 августа, 13:32
Экономика
Лето 2022 года выдалось жарким и необычным с точки зрения отпусков. Европа недоступна, южные курорты России, кроме Сочи, без авиасообщения. На этом фоне в Петербурге отмечается туристический бум. Но так ли все радужно в Северной столице – в материале «Новых известий».

Александр Дыбин, Санкт-Петербург

Живем по ценам 2019 года

Туристическая отрасль, как и многие другие в этом году, сравнивает себя не с прошлым годом, а с 2019-м. Следующие два года прошли под знаком пандемии коронавируса и практически вычеркнуты из жизни и статистики. По словам главы комитета по туризму Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Александра Мусихина, турсезон в Северной столице пока в разгаре и окончательные итоги будут понятны в октябре. Но уже сейчас ясно, что результаты гораздо лучше, чем в прошлом году.

«По приему туристов в Санкт-Петербурге идем с опережением, относительно 2021 года, за счет российских туристов. Причин тому много, это и кэшбек, закрытие европейских направлений, ценовая привлекательность туров в Санкт-Петербург. Средний возраст туристов существенно омолодился в прошлом сезоне, приезжало много молодых пар. Теперь приезжает больше семьями. Траты российских туристов - примерно 40 тысяч рублей, иностранных 80-100 тысяч за тур с человека, что соответствует уровню прошлого года. Организованных иностранных туристов крайне мало. В десятки раз меньше допандемийных объемов. Приезжают граждане Индии, ближний восток, прежде всего Иран, и СНГ».

Сходные оценки и у директора Российского союза туриндустрии на Северо-Западе Екатерины Шадской

«Туристический сезон в Санкт-Петербурге в самом разгаре. И хотя пока рано подводить его итоги, уже можно с уверенностью сказать, что сезон состоялся, и его основные показатели, в первую очередь, по турпотоку, приближаются к результатам допандемийного 2019 года. Этому способствует малое количество доступных зарубежных направлений и наличие стимулирующих внутренний туризм федеральных программ, что сезон проходит практически при полном отсутствии иностранных туристов. Зато приезжает много гостей со всех регионов нашей страны. В основном, это – индивидуальные туристы. Есть и участники групповых программ, которых сейчас можно условно разделить на две основные категории: потребители турпродукта эконом-класса и наоборот, покупатели уникальных авторских турмаршрутов с достаточно высокой стоимостью турпакета», - говорит она.

Заместитель председателя комитета по туризму Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, владелица отелей и хостелов Алёна Енова оценивает загрузку в отелях этим летом в 70-80%. Однако, доходы отельеров не такие как раньше: нет иностранцев, которые покупали допуслуги, а российские туристы экономят.

«В этом сезоне произошла разморозка, вздохнули полной грудью, - говорит эксперт, - но пока не смогли перекрыть все потери от пандемии. При этом мы работаем по ценам 2019 года, хотя расходы увеличились на 30% - коммуналка, расходники, зарплаты - все стало дороже, а цена не изменилась. Да есть отели, которые решили сорвать куш этим летом, увеличили цены в два раза. Но те, кто хочет, чтобы люди к ним возвращались снова и снова, вынуждены работать по старым ценам. Россияне стали беднее и категорически не готовы платить больше определенных отметок. Кроме того, в отличие от иностранцев, они избирательнее относятся к допуслугам, которые мы предлагаем. Иностранный турист приезжает не к родственникам, а за эмоциями, поэтому скупает все, что ему предлагается: экскурсии, сувениры и т.п. А российским туристам матрешки не нужны».

По словам эксперта, сутки в трехзвездочном отеле с завтраком обходится в 6000-7000 рублей. Гостевые дома, отели 1-2 звезды стоят цена 2800-3800 рублей в сутки. При этом конкуренцию отелям составляют владельцы квартир. Здесь разброс цен может быть от 2500 до 15000 рублей в сутки. Квартиры выбирают либо те, кто хочет сэкономить. Например, семьи с детьми или компании, которым в квартирах можно не доплачивать за дополнительные места, как в отелях, а также, чтобы не быть привязанными к завтраку и иметь кухню для готовки еды детям.

По оценке директора лиги туроператоров Санкт-Петербурга, руководителя компании «Невские сезоны» Кирилла Соколова, в 2022 году число российских туристов в Северной столице относительно 2019 года выросло на 15-20%. Однако, с учетом отсутствия иностранных туристов, общий турпоток ниже на 25-30%

«На интерес россиян к Санкт-Петербургу в первую очередь влияют закрытые границы и невозможность выехать в Европу, кроме того, свою роль играет туристический кэшбэк, - говорит эксперт. – Одна из главных тенденций этого года – большое количество семейных туристов и отдыхающих с детьми, которые не попали на морские курорты. Поэтому особой популярностью пользуются семейные номера и детские программы. Что касается стоимости отдыха, то рост есть, но не большой, точно ниже инфляции. По сути, работаем в ценах 2019 года. С одной стороны, много туристов. С другой, рентабельность предприятий туриндустрии стала еще ниже, чем была. Такую ценовую политику диктует платежеспособность населения, люди просто не готовы платить больше. Кроме того, в Петербурге большая конкуренция, много гостиниц и компаний ранее были ориентированы на иностранцев, которых сейчас, они переключаются на россиян, поэтому приходится сдерживать цены».

Москвичей в Петербурге больше всех

По просьбе «Новых Известий» сервис для планирования путешествий OneTwoTrip проанализировал пользовательский интерес в Санкт-Петербургу. По данным бронирований, совершённых клиентами сервиса этим летом, Санкт-Петербург занимает второе место в топе российских городов с долей бронирований 11,7%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос почти на 10%. По железнодорожным заказам Северная столица также на второй строчке с долей 9,5%, однако спрос на путешествия сюда по железным дорогам снизился на 6%.

Чаще всего этим летом в город прилетают из Москвы (доля — 30,9%), Калининграда (7,3%), Сочи (6,6%), Екатеринбурга (6%) и Минеральных Вод (3,7%). На поезде в Санкт-Петербург также прибывали чаще всего из столицы (доля 56,7%). Кроме того, сюда путешествовали из Твери (2,2%), Ростова-на-Дону (2,1%), Петрозаводска (1,7%) и Пскова (1,6%). Средняя стоимость перелёта в Санкт-Петербург этим летом составила 6 100 рублей на человека, а ж/д поездки — 4 100 рублей.

«Туристы в Северной столице останавливались в среднем на 2,7 дня. Чаще всего пребывали в отелях категории «две звезды» и ниже — в 49% случаев. В трёхзвёздочных гостиницах отдыхали 26% путешественников, в «четырёх звёздах» — 21%. На размещение в пятизвёздочных отелях Санкт-Петербурга пришлось 4% от всех бронирований в городе. Порядка 15% туристов останавливались в гостиницах вместе с детьми. Средняя стоимость проживания в наиболее популярной категории («две звезды» и ниже) летом 2022-го составила 4 000 рублей», - сообщили в компании.

В рамках экскурсионных программ путешественники выбирают в основном обзорные поездки по городу и водные прогулки по рекам и каналам города, в том числе и в ночное время. Некоторые хотят узнать о необычных локациях: покорить петербургские крыши, открыть для себя новые пространства, где можно сделать яркие фото. И, кончено, часто интересуются поездками в пригород, особенно в Петергоф.

Вместе с иностранцами исчезли карманники

Как рассказал «Новым известиям» гид по Санкт-Петербургу Вадим Верещагин, российских туристов в этом году очень много. Иностранцев единицы, причем, довольно экзотических стран.

«По моим ощущениям, россиян стало больше процентов на 20, - говорит гид, - люди очень разные, кто-то приезжает в первый раз, кто в двадцатый, много туристов с детьми. Иностранцев очень мало. У меня в этом сезоне были туристы из Латвии. Видел группы из Индии, Ирана, Турции. Даже из Тайланда, что особенно удивительно. Видел индивидуальных туристов из арабских стран, из Европы: сербы, чехи. Но это все единичные группы и туристы».

Эксперт отмечает, что особенностью этого сезона является отсутствие китайских туристов. «Новые известия» уже писали, почему они пропали и вернутся ли в Северную столицу. Зато их отсутствие уменьшает толпы в музеях и дворцах.

«Без китайцев хорошо, очереди меньше, в музеях просторнее, - говорит Вадим Верещагин, - хотя все равно очень плотно. Царское село, Петергоф - все равно толпы, группы идут друг за дружкой, в "Эрмитаже" тоже плотно, хотя и не так, как раньше».

Еще один эффект отсутствия иностранцев – с улиц практически исчезли карманники. Целью воров всегда были интуристы, которые не пойдут заявлять в полицию, а вот россияне более бдительные, да и в случае чего, обратятся в органы. Другая примета – бурный расцвет раздражающих уличных развлечений – ряженые императоры для фотографий, продавцы дешевой сувенирки и лохотрон – людям предлагают сыграть в бутылочку, подняв ее палкой со шнурком, что судя по всему, сделать невозможно.

«Стало больше уличных разводил: голуби, Екатерины, Петры, ростовые куклы, - говорит гид, - я был в шоке, когда увидел развод с бутылкой и веревкой. Видел такое в Маракеше, думал к нам это никогда не придет. Но нет, стоят у арки главного штаба. Появилось много сомнительной торговли: кальяны с собой и тому подобные вещи. При этом их никто не гоняет, как будто все закрыли глаза, их не тормошат. Многие туристы в шоке от такого, говорят, у нас бы в два счета из города этот Геленджик убрали».

Рассуждая о том, что привлекает туристов в Санкт-Петербурге, собеседники «Новых известий» отмечают, что в первую очередь это классические объекты: «Эрмитаж», дворцы, парки, мосты и каналы.

В пресс-службе музея-заповедника «Царское село» «Новым известиям» рассказали, что Екатерининский дворец с янтарной комнатой ежедневно посещают около шести тысяч человек.

«В 2019-м музей существовал в условиях сверхвостребованности, за год было зафиксировано более четырех миллионов посетителей. В 2021-м в условиях пандемии – 1,8 миллиона, а в 2022-м, при условии, что год еще не закончился, – почти два миллиона. Сейчас на экспозициях музея в том числе в Екатерининском дворце, довольно комфортно. Посетители могут увидеть всё, что запланировали. И при этом не проводить много времени в очередях – как этом было в 2019-м. В 2019-м нас посещали в основном иностранные туристы, большую часть которых составляли граждане Китая. Сейчас наши посетители – это россияне, причем представители буквально всех городов – от Калининграда до Владивостока. С января по середину августа у нас побывали около шести тысяч иностранных туристов – это индивидуальные посетители из Ирана, Индии, Китая и стран Европы».

В музее отметили, что лучший способ избежать очередей на вход и в кассы – это купить билеты заранее на сайте. Посещение музея осуществляется по сеансам в конкретное время

Гид по Санкт-Петербургу Вадим Верещагин отмечает, что траты туристов на развлечения стали выше процентов на 20-30.

«Цены выросли и на билеты, и на услуги гидов, аренду водителей, автобусов, ресторанов, отели, - говорит он, - в целом путешествие стало дороже. Часть гидов, кто был заточен на иностранцев, вообще перестали работать, потому не могут работать с Россиянами. Еще одна примета времени – какие-то левые ребята, которые поняли, что сейчас тут есть легкие деньги: прошелся по городу, что-то рассказал, получил деньги. Может быть, они когда-то и вырастут в профессионалов».

По словам руководителя комиссии по детскому и молодёжному туризму и отдыху РСТ - Северо-Запад, гендиректора группы компаний «Петротур» Игоря Мазулова, рост турпотока составил около 40%.

«Даже по сравнению с 2019 годом рост турпотока для нашей группы компаний составляет 40%. Такое стало возможным благодаря снятию ковидных ограничений, акции туристического кешбэка и участию в федеральном проекте «Больше, чем путешествие». С запуском последнего наш организованный турист значительно помолодел. И это просто замечательно, - говорит эксперт. -Наиболее популярные локации у туристов, по нашей статистике, это: музей "Петровская акватория", Музей Фаберже, Петродворец, Эрмитаж, музей "Эрарта", Русский музей, Петропавловская крепость, Кронштадт, Исаакиевский собор, Ленфильм, "Русские самоцветы" (ювелирное производство), лофт-проект ЭТАЖИ, Cевкабель Порт, Новая Голландия, Вселенная воды, Газпром Арена, закулисье Александринского театра. Можно сказать, что объекты справляются с наплывом туристов. Проблемы возникают только во Вселенной воды, и то только в выходные дни».

Он-лайн бронирование отелей: косяки, баги, скандалы

Отдельная эпопея для отелей и туристов – это бронирование номеров. Из России ушли мировые агрегаторы Booking и Airbnb. Им на смену встали российские сервисы, которые столкнулись с огромным количеством запросов, с которыми не все смогли справиться. Как итог – перманентные овербукинги, ошибки в датах и ценах. Поэтому эксперты советуют всегда звонить в отели, перепроверять брони.

«Российские агрегаторы можно понять, им пришлось за несколько недель проделать путь, который booking отрабатывал годами - в плане настройки системы, ее стабильности и удобства, - говорит Алена Енова, - отельеры от систем получили дикое количество ошибок, неточностей. Но самое печальное, что все это сыпалось на наших сотрудников, потому что, когда клиент приезжает и узнает, что мест нет и его брони в системе даже не появлялось, кричать он начинает на администратора отеля. Это большой стресс для всех: для гостей, для нас, и для самих агрегаторов. Я по своим объектам вижу, как некоторые системы живут свой своей жизнью: номера могут вдруг «лишиться» санузла, стать пятиместными вместо двухместного, может измениться самостоятельно цена и тому подобные полтергейсты. С другой стороны, это привело к тому, что гости стали бронировать напрямую и мы смогли сэкономить себе комиссию: тот же booking брал 18% плюс НДС. В выигрыше оказались отели, которые не сидели на «букинговой игле», а развивали соцсети, делали нативные рассылки, использовали различные мессенджеры в коммуникациях с гостями, вводили программы лояльности, следили за сайтами репутации, вкладывали в сервис, в скрипты телефонных переговоров и официальные сайты своих отелей».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter