Posted 18 августа 2009,, 20:00
Published 18 августа 2009,, 20:00
Modified 8 марта, 07:18
Updated 8 марта, 07:18
Аналитики ТКП подсчитали: снижение пассажиропотока в аэропортах зафиксировано на уровне 16,1%. С января по июнь «Домодедово» обслужило 7,7 млн. пассажиров, что на 20,1% ниже аналогичных показателей прошлого года. Похожая ситуация в «Шереметьево» (за полгода 6,3 млн. человек, или на 10,4% меньше, чем за те же месяцы 2008-го) и во «Внуково» (3,3 млн. пассажиров, или на 10,7% меньше).
Понятно, что на столь резкое падение повлияло общее сокращение рынка этого вида услуг в связи с кризисом. Так, по данным Росавиации, в целом российские авиакомпании за полгода сократили перевозки пассажиров на 18%. «Главная причина столь внушительного падения рынка, конечно же, финансовый кризис, – рассказал «НИ» президент ТКП Сергей Ильичев. – Во-первых, государство и частные компании сократили статью расходов на служебные командировки сотрудников. Во-вторых, население в целом стало реже покупать билеты на самолет. Многие остались без работы – теперь командировки и загранпоездки им не по карману».
При этом эксперт дает более-менее оптимистичные прогнозы на ближайшее будущее. «Мы видим постепенную тенденцию сокращения темпов падения рынка авиауслуг, – отмечает г-н Ильичев. – Если в перовом полугодии 2009-го звучали цифры в 18–21%, то к концу года, по нашим прогнозам, они снизятся до 12–15%. Во многом это произойдет благодаря стабилизации тарифов на билеты. Свою роль сыграет и господдержка – например, в ряде городов Дальнего Севера для пассажиров младше 23 лет и старше 60 уже действует скидка на билеты в размере 50%».
Однако сложная экономическая ситуация ударила не только по «крылатым» пассажирам. Наземный транспорт и столичная подземка также их теряют. Как рассказал «НИ» руководитель департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи, пассажиропоток наземного транспорта в первом полугодии 2009 года сократился на 3–4% по сравнению с 2008-м, а столичного метрополитена – на 8%. «В будущем году мы возлагаем большие надежды на реформу в транспортном секторе – создание корпорации на базе Мосгортранса, которая позволит оптимизировать бизнес и работать максимально эффективно. Хотя реализация проекта будет нелегкой – желающих ничего не делать у нас очень много», – рассказал г-н Кичеджи.
Приведенные им цифры соответствуют, кстати, общим аналитическим оценкам по рынку. Причины, как отмечают эксперты, очевидны – падение доходов, связанное с кадровой оптимизацией, проведенной в большинстве столичных компаний и отозвавшейся сокращением персонала и зарплаты. Где раньше москвичи подъезжали пару остановок, теперь они в массе своей идут пешком. Ведь проезд в начале года, когда кризис находился в самой острой фазе, подорожал. Однако главным фактором стал отток мигрантов, большинство из которых иным транспортом, кроме общественного, не пользовались. Ситуацию с падением пассажиропотока не спасло даже то, что некоторые москвичи пересели из собственного автомобиля на троллейбус. Но, видимо, их пока не так много.
Сокращение расходов граждан ведет к уменьшению доходов транспортников. Из-за падения потока пассажиров Московский метрополитен, по словам его начальника Дмитрия Гаева, потеряет около 3 млрд. руб., что, в свою очередь, заставит сократить программу развития подземки на 30%.