Posted 18 августа 2008,, 20:00

Published 18 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 02:33

Updated 8 марта, 02:33

Назад в будущее

18 августа 2008, 20:00
Через 12 лет после первого профицитного бюджета-2002 страна может вернуться к временам дефицита, предупредил вчера Минфин. По его оценкам, с 2014 года федеральные доходы начнут отставать от расходов, и к 2023 году дефицит составит 2,2% ВВП, и деньги придется занимать. По мнению экспертов, главной задачей правительства

Главной причиной будущего дефицита федерального бюджета власти называют постепенное снижение доходов, которые, по расчетам Минфина, уменьшатся с 23,6% ВВП в 2007 году до 12,9% в 2023-м. Основным виновником этого станет нефтегазовая отрасль, которая с 2007 по 2023 год сократится с 8,8 до 3,1% валового внутреннего продукта. Все дело в том, что реальный прирост ВВП за 2009–2023 годы, по прогнозам Минэкономразвития, составит 2,7 раза, но добыча газа за это время увеличится лишь на 28%, а нефти – на 7%. Это, по оценке финансистов, приведет к тому, что «нефтегазовые доходы в процентах к ВВП будут падать». Переломить такую тенденцию не смогут даже высокие цены на нефть. «Даже если цена будет 120–150 долларов за баррель, этот тренд практически не изменится. Ключевым фактором оказывается низкий прирост добычи по сравнению с ВВП», – заявил Алексей Кудрин.

Эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская согласна с прогнозом правительства. «Нефтегазовые доходы постепенно снижаются, а остальные растут слабо. В то же время расходы, особенно на социальную сферу, будут расти, и в результате к 2014 году мы действительно придем к дефициту федерального бюджета, – сообщила «НИ» эксперт. – Цель правительства в данной ситуации не дать дефициту расти слишком сильно, 2–3% ВВП еще приемлемо, больше – нет».

Главная неприятность бюджетного дефицита в том, что его нужно как-то покрывать, а для этого приходится прибегать к заемным средствам. Это значит, что постепенно будет расти государственный долг. «Может быть, за 10–15 лет он увеличится на 2–3% ВВП», – считает Алексей Кудрин. Кроме того, как только падающие нефтегазовые доходы перестанут обеспечивать установленный правительством минимум бюджетных поступлений из этого сектора, в ход пойдут средства Федерального резервного фонда. По словам Елены Лебединской, это может произойти примерно в 2021 году, и на сколько может хватить резервов, сказать слишком сложно.

А вот заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов утверждает, что снижение доли нефтегазового сектора в ВВП – это именно то, к чему стремится большинство стран мира. «Это положительный момент, поскольку он позволяет не зависеть от исчерпаемого ресурса и конъюнктуры мировых цен. Экономика не может основываться только на росте добычи энергоресурсов», – подчеркнул «НИ» эксперт. По его словам, заявленные правительством 7% для нефти и 28% для газа – уже неплохой прирост. «Добыча не может постоянно расти, в большинстве стран она постепенно падает, и растет сейчас только у стран ОПЕК, – отмечает эксперт. – У нас сейчас и так достаточно высокий уровень добычи, и тот факт, что она вырастет, уже радует, главное – что не упадет».

По словам Елены Лебединской, главным выходом из сложившейся ситуации должны стать структурные изменения в отечественной экономике, которые позволят заместить нефтегазовые доходы. «Ситуация через 15 лет вряд ли кардинально изменится, и проблема сама собой не решится. Нужно постараться за это время найти новые источники доходов, стимулировать рост других отраслей экономики».

"